Формирование основ экологического сознания у дошкольников через знания о сезонной жизни природы

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование основ экологического сознания у дошкольников через знания о сезонной жизни природы". В которой изучены особенности понятия «экологическое сознание» в психолого-педагогическом исследовании; рассмотрена экологическая деятельность как эффективное средство формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.02.2025
Объем файла
312 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Взаимодействие человека и природы, сбережение природных богатствдля будущих поколений превратилось в одну из наиболее актуальных итревожных проблем современности. Она затрагивает интересы каждогочеловека, каждой социальной группы, человечества в целом. А разрешениеэтой проблемы зависит всецело от самого человечества, от уровня егоэкологической культуры.
Если наши предки жили в согласии с природой, подчинялись еезаконам, соблюдали свои природоохранные традиции, то современныйчеловек, считающий себя покорителем природы, привык жить, незадумываясь о завтрашнем дне. Такое отношение к природе, к ее богатствам,не соблюдение экологических законов природопользования и привелисегодня к экологическому кризису всю планету.
Экологическая проблема - прежде всего проблема нравственная, и вэтом смысле экологическое просвещение и воспитание несет в себеколоссальный нравственный потенциал. Нужно воспитать новое поколение людей с новым экологическим мыш

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ О СЕЗОННОЙ ЖИЗНИ ПРИРОДЫ………………………..…………………… 8 

1.1. Психолого-педагогические основы формирования экологического сознания личности…………………………………………………………....... 8 

1.2. Значение изучения сезонных явлений в природе с детьми старшего дошкольного возраста ………………………………………..……………… 14

1.3. Наблюдение как основной метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой ………………………..…………………16

Выводы по главе 1……………………………………………………………..26

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (на примере работы МБДОУ ЦРР детсад №3 «Чебурашка» с. Сунтар Сунтарского улуса РС(Я))……………………………………………28

2.1. Программа «Эколята» как метод формирования экологического сознания старших дошкольников в МБДОУ ЦРР д/с «Чебурашка»…………………28

2.2. Диагностика уровня сформированности экологического сознания детей старшего дошкольного возраста ……………………… ……………………40

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………….. 49 

Выводы по главе 2 …………………………………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….………….……… 53

ЛИТЕРАТУРА………………………………. ……………….. 54

ПРИЛОЖЕНИЕ.Тест «Диагностика представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе»…………………………………………….61 

ЛИТЕРАТУРА:

Документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) // Российская газета. Федеральный выпуск. 25 ноября 2013. № 6241.

Литература:

1. Андрющенко О.А. Технология формирования системы знаний о сезонных явлениях природы ХМАО у детей старшего дошкольного возраста. Нижневартовск, 2014. 45 с.

2. Абдуллаева, М. Психологические особенности детей дошкольного возраста [Текст] / М. Абдуллаева / Молодой ученый – 2017. – №22. – С. 395

3. Арчегова, И. Б. Экологическое мировоззрение – основа развития [Текст] /И. Б. Арчегова // Проблема экологии. – 2003. – №2. – С.54-55.

4. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. 2017. №6(30). С. 66-69.

5. Безрукова, Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников [Текст]: Дисс. канд. пед. наук /Л. В. Безрукова. – Екатеринбург, 1999. – 208 с.

6. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 22.

7. Воедилова, И. А. О формировании экологического сознания студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс] / И. А. Воедилова. – URL :http://os.x-pdf.ru/20pedagogika/339551-1-0-formirovanii-ekologicheskogosoznaniya-studentov-pedagogicheskogo.php

8. Гирусов, Э. В., Широкова, И. Ю. Экология и культура. [Текст] / Э. В.Гирусов // М. : Изд-во Моск. Гос. Ун-та, 1989. 167 с.

9. Глебов, В. В. Экологическая психология [Текст] : Учеб. пособие / – В.Глебов. М. : РУДН, 2008. – 243 с.

10. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / – Е. В. Гончарова. – Нижневартовск :Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.

11. Дерябо, С. Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов [Текст] / С. Д. Дерябо // Вопросы психологии. – 2012. – №1. – С. 51.

12. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо. – Ростов-на: – Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.

14. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина – М. : Просвещение, 2010. – 416 с.

15. Закирова, М. Х. Экологическое воспитание 

В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Основной задачей становится формирование у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, питательных веществ. Учить детей по виду растений замечать, чего не хватает им ( листья вянут, опускаются - недостаточно воды; листья бледнеют - не хватает света; растение становится слабым, растет медленно - не хватает питательных веществ ).

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе (птицам, растениям, животным), эстетического восприятия природы. Все эти знания постепенно