Развитие эмпатии у младших школьников как педагогическая проблема
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является важным в становлении и развитии личности ребенка. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста можно назвать качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, осознанность и произвольность познавательных процессов, рефлексия и внутренний план действий, новый тип отношений с окружающими людьми, иерархия мотивов. Развитие нравственных чувств данного возраста происходит внутри учебной деятельности.
Так, осваивая новые знания, общаясь со сверстниками и учителем, наблюдая за явлениями природы, знакомясь с художественными и музыкальными произведениями, ребенок учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру, пониманию своих эмоций, чувств, а также сопереживанию другому. Механизмом возникновения сопереживания является эмпатия.
В условиях начальной школы это особенно актуально, ведь младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития эмоционально-нравственно
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………… 5
1.1. Сущность понятия эмпатии как качества личности. Механизмы, структура и виды эмпатии.……………………………………………………………... 5
1.2. Особенности проявления и развития эмпатии в младшем школьном возрасте ……………………………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………… 14
2.1. Педагогическая диагностика проявления эмпатии у младших школьников …………………………………………………………………………………. 14
2.2. Методы и приемы работы по развитию эмпатии у младших школьников 22
2.3. Педагогические рекомендации учителям начальных классов и родителям младших школьников по развитию эмпатии у детей.………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………... 54
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………... 55
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Г.. Возрастная . – М., -Пресс; – , 2000. – С. 184–510.
2. В.. Социальная детства: отношений в субкультуре / .В. . – М. : псих.-. ин-; Воронеж: -во «МОДЭК», 2010. – 416 .
3. Айрумян .С. игра младшем возрасте// ученый. – 2013. – . 60–127.
4. Айзенк .Ю. личности, – . : Ювента; – . : КСП, 19992. Е.. Психогимнастика начальной : Методические в психологам педагогам.- . : ТЦ , – 2004. – 464 с.
5. Г.. Социальная . – М., 1997. – 378 .
6. Бадалев .А. понимания другом как / А.. Бадалев. – . : Лениздат, 2009. – 211 .
7. Басова . Г. эмпатии отечественной зарубежной // Молодой . – 2012. – №8. – С. 254–256.
8. О.., Калинина .Д. и этических с школьниками. – . : Просвещение, 1985.
9. О. Формирование : проблемы подхода процессе школьника. – . : Педагогика, 1983.
10. , Н.. Факторы эмпатии школьников / .Г. // Сборник трудов . Серия " науки". – 2010. – № 8. – . 34–37.
11. Борисенко, .Б. формирования диагностики / С.. Борисенко. – . : Лениздат, 2010. – 115 .
Афоризмы, высказывания замечательных людей, пословицы и поговорки заклю-чают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами. Вместе с тем они чаще всего используются в этических беседах как иллюстративный материал, подтверждающий проводимую учителем мысль. Надо избегать такого подхода к их использованию, выбирать афоризмы и пословицы неоднозначные, смысл которых не лежит на поверхности, и создавать ситуации размыш-ления, раздумья, проникновения в их внутренний смысл.
Детям предлагается под руководством учителя проанализировать содержание не-которых пословиц и поговорок на тему гуманного отношения к людям. Пословицы анализировались на уроках чтения в связи с изучаемыми произведениями.