Коррекция ситуативной тревожности младших школьников перед оценочно-экзаменационными процедурами
Введение
Одной из наиболее актуальных проблем в современных психолого-педагогических исследованиях является проблема тревожности детей. Данное явление часто приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, вызывает трудности в общении. В настоящее время увеличивается количество тревожных детей, которые отличаются неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством.
Данная проблема особенно проявляется в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период происходит смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка, к чему ребенок не всегда может быть достаточно подготовлен и поэтому не может справиться с трудностями без особой поддержки родителей и учителя.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы ситуативной тревожности младших школьников.
1. Сущность понятий «тревога», «тревожность». Виды тревожности.
2. Особенности проявления и причины тревожности у детей младшего школьного возраста.
3. Методы коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению актуального уровня ситуативной тревожности младших школьников непосредственно перед оценочно-экзаменационными процедурами.
1. Методы диагностики ситуативной тревожности младших школьников.
2. Содержательный анализ результатов констатирующего эксперимента.
3. Комплекс упражнений, направленных на снижение ситуативной тревожности младших школьников перед оценочно-экзаменационными процедурами.
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список использованной литературы
Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал. 2002 г. №2. с. 34-38.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.: Академия, 2000 г., 192 с.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин. СПб., 2008 г. с. 240.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997 г. 298 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 276 с.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 104-113
Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: ЮНИТИ, 1984 г. с. 37
Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5. М.: Педагогика, 1983 г. с 56.
Данилина И. А., Федорова Э. А. Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста. // Исследования молодых учёных. 2021. №9(35). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-35/psycho-pedagogical-science/correction-anxiety.html (дата обращения 13.02.2023)
Каганова Т.И., Мостовая Л.И. Школьный невроз как реалия современного начального образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч-практ. конф. № 9–10 (56). Новосибирск.: СибАК, 2015. С. 31–37.
Клюев А.С. Музыкотерапия: обзор современных методик. / СПб: «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», 2018 г., 146 с.
Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969., с. 58-64
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров, С. Кратохвил, СПб.: Речь, 2007 г., 320 с.
В современной психологии различают данные понятия, хотя совсем недавно это различие было неочевидным.Первым в научное использование понятие «тревожность» ввел С. Кьеркегор, он писал о том, что тревожность оказывает существенное влияние на развитие личности, и также считает ее основной причиной, определяющей историю человеческой жизни.А понятие «тревога» первым ввел в психологию З. Фрейд, определяя при этом тревогу как безотчетный страх, носящий глубинный, внутренний характер.В отличие от страха как реакции на определенную угрозу, тревога представляет собой беспредметный страх.Современные психологи определяют тревожность, в отличие от тревоги, как психическое свойство, и она определяется как склонность к переживанию тревоги, характеризуясь при этом низким порогом возникновения тревоги.Большинство исследователей сходятся в том, что необходимо рассматривать понятие «тревожность» дифференцировано, так как это проявляется и как ситуативное явление, и является личностной характеристикой, при этом необходимо учитывать переходное состояние и его динамику.Например, А.М. Прихожан пишет, что тревожность- это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Она разделяет тревожность на эмоциональное состояние, и на устойчивую черту личности или темперамента.Р. С. Немов определяет тревожность как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».