Коррекция ситуативной тревожности младших школьников перед оценочно-экзаменационными процедурами

Скачать дипломную работу на тему: Коррекция ситуативной тревожности младших школьников перед оценочно-экзаменационными процедурами. В которой определен количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Изучены особенности проявления ситуативной тревожности младших школьников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.02.2025
Объем файла
1003 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем в современных психолого-педагогических исследованиях является проблема тревожности детей. Данное явление часто приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, вызывает трудности в общении. В настоящее время увеличивается количество тревожных детей, которые отличаются неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством.
Данная проблема особенно проявляется в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период происходит смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка, к чему ребенок не всегда может быть достаточно подготовлен и поэтому не может справиться с трудностями без особой поддержки родителей и учителя.
 

Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы ситуативной тревожности младших школьников.
1. Сущность понятий «тревога», «тревожность». Виды тревожности.
2. Особенности проявления и причины тревожности у детей младшего школьного возраста.
3. Методы коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению актуального уровня ситуативной тревожности младших школьников непосредственно перед оценочно-экзаменационными процедурами.
1. Методы диагностики ситуативной тревожности младших школьников.
2. Содержательный анализ результатов констатирующего эксперимента.
3. Комплекс упражнений, направленных на снижение ситуативной тревожности младших школьников перед оценочно-экзаменационными процедурами.
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Список использованной литературы

Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал. 2002 г. №2. с. 34-38.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.: Академия, 2000 г., 192 с.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин. СПб., 2008 г. с. 240.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997 г. 298 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 276 с.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 104-113
Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: ЮНИТИ, 1984 г. с. 37
Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5. М.: Педагогика, 1983 г. с 56.
Данилина И. А., Федорова Э. А. Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста. // Исследования молодых учёных. 2021. №9(35). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-35/psycho-pedagogical-science/correction-anxiety.html (дата обращения 13.02.2023)
Каганова Т.И., Мостовая Л.И. Школьный невроз как реалия современного начального образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч-практ. конф. № 9–10 (56). Новосибирск.: СибАК, 2015. С. 31–37.
Клюев А.С. Музыкотерапия: обзор современных методик. / СПб: «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», 2018 г., 146 с.
Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969., с. 58-64
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров, С. Кратохвил, СПб.: Речь, 2007 г., 320 с.

В современной психологии различают данные понятия, хотя совсем недавно это различие было неочевидным.Первым в научное использование понятие «тревожность» ввел С. Кьеркегор, он писал о том, что тревожность оказывает существенное влияние на развитие личности, и также считает ее основной причиной, определяющей историю человеческой жизни.А понятие «тревога» первым ввел в психологию З. Фрейд, определяя при этом тревогу как безотчетный страх, носящий глубинный, внутренний характер.В отличие от страха как реакции на определенную угрозу, тревога представляет собой беспредметный страх.Современные психологи определяют тревожность, в отличие от тревоги, как психическое свойство, и она определяется как склонность к переживанию тревоги, характеризуясь при этом низким порогом возникновения тревоги.Большинство исследователей сходятся в том, что необходимо рассматривать понятие «тревожность» дифференцировано, так как это проявляется и как ситуативное явление, и является личностной характеристикой, при этом необходимо учитывать переходное состояние и его динамику.Например, А.М. Прихожан пишет, что тревожность- это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Она разделяет тревожность на эмоциональное состояние, и на устойчивую черту личности или темперамента.Р. С. Немов определяет тревожность как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».