Возможности оптимизации двигательной активности детей 5-6 лет в условиях ограниченного пространства в дошкольной образовательной организации
Введение
Дошкольный возраст является важным периодом формирования личности ребенка (развитие способностей, нравственно-волевых качеств и др.), важным периодом формирования основ физического развития и здоровья, важным условием которого является удовлетворение потребностей детей в двигательной активности. Развитие двигательной (моторной) сферы детей не ограничивается периодом, когда предметно-манипулятивная деятельность является ведущей деятельностью, и ребенок активно двигательно осваивает предметное пространство. Развитие в этой области продолжается и на последующих этапах становления личности («в последующие эпохи», по выражению Л.С. Выготского). Освоение различных видов детской деятельности у дошкольников требует от них овладения новыми видами движений тела [12]. Для детей старшего дошкольного возраста характерно повышение двигательной активности, увеличение разнообразия и качества движений, развитие физической подготовленности [20].
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..4
Глава 1. Психолого-педагогическая проблема оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста8
1.1. Понятие двигательной активности8
1.1.1.Виды двигательной активности11
1.1.2.Значение двигательной активности
1.2. Исследование развития моторики и двигательной активности у детей…...
1.3.Психолого-педагогические исследования путей оптимизации двигательной активности детей
1.4. Характеристика и особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста
1.5.Условия, средства и методы организации двигательной активности старших дошкольников в условиях ДОО
1.6.Методы диагностики двигательной активности старших дошкольников
Выводы по 1 главе……………………………………………………....44
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2. Констатирующий эксперимент48
2.2.1. Описание методик диагностики48
2.2.2. Результаты констатирующей диагностики
2.3. Этап развивающих занятий
2.4. Контрольный этап исследования
Выводы по 2 главе84
Заключение86
Список используемой литературы89
Список использованных источников
1. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы (в двух частях) / Е. А. Аркин; Под. ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1968. – 475с.
2.Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский. – М.: Букинист, 1967. – 476 с.
3. Ашмарин, Б.А., Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: «Просвещение», 1990. – 287 с.
4. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 274 с.
5. Бардышевская, М.К., Лебединский, В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. – М.: УМК «Психология», 2003. – 320 с.
6. Бар-Ор, О., Роуланд, Т. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И. Андреев. – Киев: Гиппократ, 2009. – 528 с.
7.Беляева, Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков / Л.А. Беляева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – №10 (112). – С. 162–165.
8.Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. – М.: Книга по требованию, 2012. – 496 с.
9.Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ: программно-методическое пособие / Н. И. Бочарова. – М.: Центр пед. образования, 2007. – 175 с.
10.Вершинин, М.А. Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в дошкольном возрасте / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова, О.А. Сабуркина// Фундаментальные исследования. – 2015. – №2 – Ч. 1. – С. 120–124.
11.Вильчковский, Э.С. Психолого-педагогические основы системы физического воспитания дошкольников / Э.С. Вильчковский // Воспитание детей дошкольного возраста. – К., 1991. – С. 97-131.
12.
Дошкольный этап является важным периодом формирования личности ребенка (развитие способностей, нравственно-волевых качеств и др.), формирования основ физического развития и здорового образа жизни.Для детей старшего дошкольного возраста характерно повышение двигательной активности, увеличение разнообразия и качества движений, развитие физической подготовленности [21]. На сегодняшний день низкая двигательная активность является одним из факторов, определяющих состояние здоровья граждан Российской Федерации.По данным международных организаций, лишь 13% россиян имеют необходимый физиологически обусловленный ее уровень (для сравнения: в странах ЕС: 40-60%, в Японии: 70-80%). Даже у дошкольников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится 1–3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим [39]. У физически неактивных людей на 20–30% более высокий риск заболеваемости и смертности, по сравнению с теми, чья физическая активность – умеренной интенсивности (2,5 часа и более в неделю) [12]. Важно подчеркнуть, что умеренная и высокая двигательная активность, обеспечивающая укрепление здоровья человека, формируется с детства как одна из составляющих здорового образа жизни.