Изучение навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изобразительная деятельность, включающая предметное рисование, является самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность играет важную роль для всестороннего эстетического и нравственного развития детей.Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут А.П. Аникина,Т.С. Комарова и др. Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги М.И. Дедюкина, В.А. Езикеева, И.А. Лыкова, Р. Мандель и др.Изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания. Н.П. Сакулина отмечает: «Рисование, которым ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование различных сторон личности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОМУ РИСОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и содержание навыков предметного рисования ……………………
1.2. Содержательная характеристика навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОГО РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Подбор и обоснование выбора диагностических методик, направленных на исследование навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………..
2.2. Выявление уровня сформированности навыков предметного рисования у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аникина, А.П. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений изображать человека в рисовании / А.П. Аникина, С.И.Карпова. – Текст: непосредственный // Вестник ТГУ, 2017.- №5 (169). – С. 59-68.
Дедюкина, М.И. Формирование изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста посредством мультимедийных средств / М.И. Дедюкина, Л.Н. Местникова. – Текст: непосредственный // Научное обозрение. Педагогические науки, 2019. – № 4-1. – С. 63-65.
3. Езикеева, В.А. Содержание и методы обучения изобразительной деятельности / Эстетическое воспитание в детском саду/ В.А Езикеева: под ред. Н.А. Ветлугиной – Москва: Просвещение, 1978. – 105 с. Текст: непосредственный.
4. Илтышева, К.М. Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования / К.М. Илтышева. – Текст: непосредственный // Аллея науки,2019. – № 2 (29). – С. 864-867.
5. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы / Е.П. Ильин. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии, 1986. – №2. – С. 138-147.
6. Карих, В.В. Развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования / В.В. Карих, С.В. Бархатова.– Текст: непосредственный // АНИ: педагогика и психология, 2021. –№1 (34). – С. 142-147.
7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий / Т. С. Комарова. – Москва: Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с. – ISBN 978-5-86775-550-8. – Текст: непосредственный.
8. Лыкова, И.А. Изобразительное искусство в детском саду: от базовых понятий к педагогической модели (терминологический лабиринт)/И.А.Лыкова. – Текст: непосредственный // Детский сад: теория и практика, 2016. – № 7. – С. 6-16.
9. Мандель, Б. Р. Современная педагогическая психология. Полный курс. Иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р.Мандель. – изд. 2-е, стер. – Москва.-Берлин: Директ-Медиа, 2019
Начиная с самого раннего детства в каждом ребенке формируется склонность к той или иной деятельности, выполнение которой приносит ему радость и удовлетворение. Чем больше времени ребенок занимается любимым делом, тем все больший интерес к нему пробуждается. При этом становится занимательным не столько конечный результат, сколько непосредственно сам процесс выполнения любимой деятельности.Определяя сущность понятия «навыки предметного рисования», необходимо, прежде всего, рассмотреть более подробно отдельные термины «навыки» и «предметное рисование». Это обусловлено тем, что педагоги и психологи по-разному представляют указанные категории.Так, психологическая наука понимает под навыками автоматическую выучку, «образующуюся в результате многократного повторения одних и тех же действий, выполняемых человеком сознательно». При этом ребенок не осознает, какими способами лучше осуществлять данную деятельность, т.е. « из поля сознания ребенка выпадают отдельные компоненты сознательного действия, посредством которых оно выполняется» .Таким образом, формирование навыков какой-либо деятельности у детей осуществляется сознательно и связано с автоматизмом.Однако, по мнению советского и российского психолога Е.П. Ильина, «автоматизм не является конечной целью выполняемых действий». Он подтверждает это тем, что до автоматизма могут быть доведены не только правильно, но и неверно выполняемые упражнения» [5, c. 141].