Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством проведения игровых занятий
Введение
Тема развития внимания детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных и важных. Ведь внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно является необходимым условием для выполнения задач в любой деятельности. Основные документы, которые подробно характеризуют деятельность дошкольных учреждений, являются прямым отражением этой самой актуальности. Закон РФ «Об образовании» гласит: “Обучение в дошкольных учреждениях обрело статус первой ступени начального образования. Дошкольное образование обязано быть нацелено на формирование общей культуры, умственных, нравственных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста”.
Одно из важных и обязательных условий дальнейшего успешного обучения в школе является – развитие внимания еще в дошкольном возрасте. Умение следовать правилам и инструкциям без отвлечений и контролировать полученный в результат деятельности – необходимые требования к произвольности в
Оглавление
Введение 1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ 6
1.1Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте 6
1.2 Современное состояние проблемы развития произвольного внимания старших дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта 14
1.3Способы использования дидактических игр для развития произвольного внимания 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………………………………….….29
2.1 Методика констатирующего эксперимента………………………………..34
2.2 Результаты констатирующего эксперимента………………………………41
2.3 Основные направления коррекционной работы…………………………...48
2.4 Результаты контрольного эксперимента……………………………...……55
Заключение……………………………………………………………...………..67
Список литературы………………………………………………………...…….71
Список литературы
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 2009 – 414c.
Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М.: Просвещение, 2001 – 215 с.
Акулова Е.А. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014 - № 9 – С.65-69; № 8 – С. 65-69.
Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей //Журнал практического психолога. – 2014 - № 5 – С. 101-114.
Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 2002 — 96 с.: ил.
Асеев В.Т. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 2009 –388 с.
Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой. -М.: Просвещение: Владос, 2005 - 52 с.
Бакунова И. В., Макадей Л. И. Психолого-педагогическая диагностика и кор-рекция лиц с ограниченными возможностями здоровья - СКФУ, 2016. - 122 c. – [Элек-тронный ресурс] - https://e.muiv.ru/library.php?book_id=145700Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития /И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 2010 – 134 с.
Бачурина В.Г. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ООО ИКТЦ«ЛАДА», 2013 – 176 с.
Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2008 – 249 с.
Белошистая А.В. Игра на занятии по математике, или еще раз о«веселой математике» // Вопросы психологии. – 2014 - № 2 – С. 140-144
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009 – 207 с.49Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2010 – 160 с.
Борисова Л.Н. Практикум по общей и экспериментальной психологии - Москов-ский университет им. С.Ю. Витте, 2017. - 208 c. – [Электронный ресурс] - https://e.muiv.ru/library.php?book_id=143603 Борисова Л.Н. Психология учебной деятельности - Московский
5 Игры-беседы Их основа – беседа. Сама игра строится на доброжелательности и заинтересованности. В процессе она заставляет активировать эмоциональные и мыслительные процессы. А кроме того, она воспитывает не только умение слушать, но и дополнять сказанное и высказывать суждения.
Дидактическая игра имеет структуру. Структура представляет собой основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность. Рассмотрим структурные составляющие дидактической игры:
Дидактическая задача – определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педаго