Развитие самоконтроля при формировании правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольный период воспитываются основы физического и психологического здоровья детей, развиваются определенные черты характера, приобретаются нужные способности и умения, по этой причине особенная роль отводится четко и правильно организованному физическому воспитанию в семье и ДОУ. Умение держать свое тело не только дает ребенку неплохой внешний вид, но и оказывает влияние на жизнедеятельность всего организма, на состояние его здоровья. Часто нарушение осанки появляется из-за неправильного расположения головы по отношению к позвоночнику. У дошкольников формируется с беспечных поз во время игр. Неправильные позы становятся привычкой, в основном когда ребенок начинает играть сидя на полу или за столом. Дети в таком положений практически всегда привыкает напрягать мышцы и горбиться, из этого следует постепенное искривление позвоночника, которое по мере взросления возрастает [9].
«Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Проблема формирования навыков самоконтроля у детей дошкольного возраста. 8
1.2. Анатомо-физиологические особенности формирования правильной осанки у дошкольников. 13
1.3. Средства и методы физического воспитания в формировании правильной осанки у детей дошкольного возраста. 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 24
2.1.Методика констатирующего эксперимента. 24
2.2 Формирующий этап опытно-практической работы. 28
2.3 Контрольный этап эксперимента. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алиев, М.Н. Формирование правильной осанки [Текст] : М.Н. Алиев // Дошкольное воспитание. - 2019. - №2. - С. 17-21.
2.Белякова, Н.Т. Фигура, грация, осанка [Текст] : Н.Т. Белякова. Москва,: Просвещение. – 2018. – 48 с.
3.Белякова, Н.Т. Формирование правильной осанки [Текст] : Н.Т. Белякова// Физкультура в школе – 2021. - № 4. - С. 286-28.
4.Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] : Е.Н. Вавилова. – Москва,: Просвещение, 2021. – 68 с.
5.Васильева, Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах [Текст] : Т.Д. Васильева. – Москва,: ГЦОЛИФК, 2020. - 21 с. – Доступ с сайта. – Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/12444/1/RSVPU_2016_262.pdf
6.Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей [Текст] : В.К. Велитченко. – Москва,: Физкультура и спорт, 2019. - 80 с.
7.Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : И.М. Воротилкина.- Москва,: НЦ ЭНАС, 2019.- 144 с.
8.Влемина А.М. Воспитание правильной осанки [Текст] : под ред. А.М. Влемина.- Москва,: Просвещение, 2018. - 70 с.
9.Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Старший возраст. [Текст] : Л.Д.Глазырина. – Москва,: ВЛАДОС, 2019. – 272 с.
10.Голубев, В.В., Егорова, Т.И. Шаг за шагом. [Текст] : В.В.Голубев, Т.И.Егорова. 3-е изд., переработан и дополнен - Москва, Просвещение, 2018. – 272с.
11.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования : Т.И.Бабаева, А.В.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – Санкт – Петербург,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО"ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 528 с.
12.Земсков, Е.А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека) [Текст] : Е.А. Земсков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. № 1. – С. 52-57.
13.Иванов, С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте [Текст] : С.М. Иванов. – Москва, 2021. - 399 с.
14.Икова, В.В. Лечебная физическая культура при дефе
Таким образом, процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление» [26].
Отличают основную осанку, сформулированную в позе прямостояния, оперативную осанку, то есть изменчивые формы проявления осанки в условиях разнообразных видов деятельности, а также профессиональную осанку, нужную для успешной профессиональной деятельности (например, профессиональная осанка артиста балета). Осанку, удерживаемую при неизменных условиях, именуют статической, а удерживаемую при переменных условиях (изменение ориентации в пространстве) динамической.По себе осанка представляет сложноорганизованный объект, состояние которого обусловливается опред