Групповые формы работы как средство развития коммуникативных умений у младших школьников на уроках литературного чтения
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативные способности играют огромное значение для развития человеческого общества, без данных способностей люди не смогли бы согласовывать свою деятельность и общества претерпело бы крах, так что развитие речи является важным не только для потребностей индивида, но и для всего общества. Поэтому с самых малых лет важно развивать речевые способности ребенка, чтобы в будущем он стал полноценным членом общества.
Второе поколение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования своей целью ставит формирование личностных характеристик у учащихся выпускающихся с начальной школы. Он ориентирует на то, что выпускник начальной школы должен уметь слышать и слушать оппонента, высказывать своё мнение, точка зрения должна быть обоснована.
Также стандарт требует формировать коммуникативные умения младшего школьника: учиться принимать решения; быть подвижным и коммуникабельным; со сверстниками и взрослыми должно быть сотрудничество; учебную де
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Понятие «коммуникативные умения» младших школьников 6
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста 11
1.3. Критерии и показатели формирования коммуникативных умений у младших школьников 14
1.4. Групповая работа как форма организации учебной деятельности младших школьников 18
1.5. Краткие выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 26
2.1. Характеристика классных коллективов. Констатирующий этап исследования 26
2.2. Организация деятельности уроков по развитию коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке литературного чтения. 36
2.3. Заключительный этап исследования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
«Приложения» 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / Управление начальной школой. - 2009. -№2. - С.4-10.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Боброва, С.В. Формирование языковой культуры на уроках русского языка / С.В. Боброва // Русский язык в школе. – 2010. – №4. – С. 9-16.
Брагуца А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - С.53 - 55.
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх / М. Бройде. - М.: Академия, 2011.
Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С.149-153.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -- М.: Просвещение, 2010. -- С. 200- 223.
Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005 г, с.124-135.
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Под ред. А.И.Гришанова. – Ижевск.: 2010. – 136 с.
Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна "работать" на образовательный процесс / О. Егоров. - М.: Учитель. - 2011.-с.27-30
Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития речи коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008.
Иванова И. Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности [Текст] / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2013. - №2. - С.57 -
Однако положительные эффекты были также обнаружены у учеников в первые годы начального образования. В исследовании П. Кутника (2008) участвующим ученикам было от пяти до семи лет. Младшие школьники экспериментальных классов чаще участвовали в групповой работе, больше задерживались на задании, эффективнее общались со сверстниками на уроках, чем учащиеся контрольных классов.
Внедрение совместного обучения может быть особенно сложным в младших классах начального образования, поскольку требуется больше указаний учителей. Как также отмечает П. Кутник (2008), большинство исследований было сосредоточено на детях старшего возраста, и лишь в нескольких исследованиях участвовали ученики первых классов начального образования. Это может быть связано с тем, что часто предполагается, что младшие школьники не могут работать и учиться вместе, но эта идея противоречит результатам исследований о совместном обучении в младших классах.