Мнемотехника как средство формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР
Введение
Актуальность. Одна из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - развитие речи, речевого общения. Владеть родным языком – это не только уметь правильно построить предложение, не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Речь ребенка должна быть связной, а для этого рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом. Связная речь считается наиболее сложной формой речевой деятельности. Она носит характер логически развернутого изложения. Навыки связного, последовательного и образного умения выражать свои мысли помогает не только успешно обучаться в школе, но и позволяет расширять возможности в общении с окружающими людьми.
Монологическая речь - это форма речи, используемая в результате активной речевой деятельности, не расчитаная на сиюминутную сл
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ формирования связной монологической речи у дошкольников с ЗПР 8
1.1. Теоретические основы формирования связной монологической речи у дошкольников 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 14
1.3. Особенности развития связной монологической речи у детей с ЗПР 30
1.4. Мнемотехника как средство развития связной монологической речи у старших дошкольников 33
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР 38
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по второй главе 58
Глава 3. Формирование связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР с использованием мнемотехники 61
3.1. Методические рекомендации для педагогов по применению мнемотехники как средства развития связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР 61
Заключение 69
Список использованных источников 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Список использованных источников
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 308 с.
2. Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений - 128 с.
3. Белякова Н.К. Использование наглядности в коррекционной работе для детей с тяжелыми нарушениями речи // Наука без границ. 2017. №11 (16). С. 91-95.
4. Бизикова, О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова, Н.С. Малетина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2009. – 86 с.
5. Бичева И.Б., Кузнецова А.И., Маковей Е.А. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. С. 87-90.
6. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Блинова ; ред. А.В. Савенков. - М. : ЭНАС, 2004. - 136 с.
7. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова. // Молодой ученый. – 2016. №7. 6. – С. 35-38.
8. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2004. – 255 с.
10. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.
11. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект) : метод. пособие / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына. - М. : Сфера [и др.], 2008. - 78 с.
12. Бусыгина Т.Д. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://io.nios.ru/articles2/89/10/ispolzovanie-priyomov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-u-detey-doshkolnogo (дата обращения - 03.12.2022)
13. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: Астрель, 2007. – 162
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Изд. 5, испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с
15. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология: курс лекций / В. П. Глухов. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. – 312 c. – ISBN 978-5-4263-0575-5. – URL: http://www.iprbookshop.ru/75801.html (дата обращения: 07.09.2020).– Режим доступа: по подписке. – Текст: электронны.
16. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. // Логопедия. – 2005. – №3. – 13-24 с.
17. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие / В. П. Глухов. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 321 с.
18. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов : для студентов вузов направления подготовки 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" для изучения дисциплин "Психология детей с ограниченными возможностями здоровья" и "Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования" / Л. В. Годовникова. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2020. - 218 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-12039-4. – Текст: непосредственный.
19. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 3-е издание. — М.: Academia, 2004. — 272 с.
20. Гурьева Н. А. Год до школ
Авторы подчеркивают, что таким детям доступна простая речь диалогического характера. Дети с ЗПР, излагая собственные мысли, осуществляя построение сложных предложений, используют простые предложения и переходят к теме, которая им более знакома. Также исследования указали на определенные нарушения динамического аспекта речевой деятельности, которые проявляются виде повторения одним и тех же выражений [38; 41; 45].
Очень часто, согласно исследованиям Н.Ю. Боряковой, речь детей с ЗПР изобилует сложными речевыми оборотами, что создает впечатление, что детям трудно завершить собственное высказывание [11].
Таким образом, изучая различные научные публикации, мы установили, что рассказы детей с ЗПР изобилуют служебными словами, наречиями, местоимениями, именами существительными. В части избыточного употребления существительных авторы исследований указывают на основную причину данного явлени