Использование игровых технологий в процессе формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Важным вопросом в организации современного школьного образования является активизация познавательной деятельности обучающихся. Одним из способов решения этой проблемы является внедрение в образовательный процесс современных методик преподавания, которые могут не только активизировать познавательную деятельность, но и разнообразить образовательные формы и методы, повысить творческую активность учащихся и развить их креативность. Эти технологии включают в себя игровые технологии. Для младших школьников игры особенно важны: для них игры – это и учеба, и работа, и серьезная форма образования. Развлечение обусловленного мира игр эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации в учебной программе, а эмоциональное поведение в играх активизирует психологические процессы учащихся младших классов. Положительным аспектом использования игровых технологий является то, что они помогают применять знания в новых условиях.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира
2 Организационно-методическое обеспечение проекта сборника дидактических игр, направленного на формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 25
2.1 Содержание проекта сборника дидактических игр «Развивайка» 25
2.2 Методические рекомендации по использованию сборника дидактических игр «Развивайка» для формирования познавательных интересов младших шклольников на уроках окружающего мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. -31с.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002
Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания / Б.Г. Ананьев.- М.:Педагогика, 2010.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /- Л.И. Божович.- М.: Воронеж, 2013.
Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2017. - 94 с.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. -368с.
Гамзаева М.В., Булуева Ш.И. Сущность, содержание и структура понятия «Познавательный интерес» В сборнике: Современные педагогические технологии профессионального образования. Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции, 2019. С. 268-275.
Евсикова, Н.И. Опыт изучения некоторых аспектов эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах / Н.И. Евсикова.- М.: Психология, 2013.
Заиченко О.С. Особенности развития познавательных интересов младших школьников, 2022. № 134. С. 99-100.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Наука, 1994. – 320 с
Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса обучающихся: учебник / Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: Вып.5. - Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2016. - 28с.
Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/И.Я. Лернер. - М.:Педагогика, 1981.-186 с.
Как известно, интерес всегда имеет определенную предметную направленность. Интересы человека многообразны, как и мир, окружающий нас. Но из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно, ценно для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием.Особой и важной областью феномена «интерес» определяется познавательный интерес в учебной деятельности. Предметом познавательного интереса выступает значительное свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки. Это существенное отношение человека к миру, которое выражается в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные его стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Таким образом, предмет познавательного интереса прямо указывает на необходимость взаимодействия с окружающим миром как условие существования познавательного интереса человека [5].Учебная деятельность – это основная деятельность младшего школьника. Образовательная деятельность проходит через всю школьную жизнь ребенка, Д.В. Эльконин считает, что каждое занятие в полной мере реализует свою образовательную функцию в период своего становления. Начальная школа – это период, когда учебная деятельность наиболее интенсивна [4].Обучающиеся младших классов находятся в том возрасте, когда игры все еще привлекают детей, они эмоциональны и спонтанны, а также у них есть чувство открытости и доверия к преподавателю. Учителям важно знать, что младшие воспитанники нуждаются в теплом общении и сопереживании. Поэтому учителя должны уметь поддерживать чувства и спонтанность детей и учить их сопереживать другим [14].