Сформированность экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.),с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.( Актуальность экологического воспитания дошкольников /сост. С.Н.Николаева - Ниж. Новгород, 2012.)Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.2 СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.4 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ
Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Электронный ресурс: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России от 14.11.2013 № 30384). – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: httр://www.e-оsnоvа.ru/news/178, свободный
Актуальность экологического воспитания дошкольников /сост. С.Н.Николаева - Ниж. Новгород, 2012.
Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 235 c.
Волошина О. Природа в воспитании добрых чувств у детей// Дошкольное воспитание. - 2010. - №2.
Гончарова Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. – Нижневартовск, 2010. – С. 108
Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания. - М.: Прометей, 2009. 177 с.
Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7.
Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 7.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 144 с.
Комов С.В. Экологическое образование и воспитание / Тезисы докладов. - М., 2011.
«Листок на ладони» - методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников»//Под ред. Л.М. Маневцовой: – СПб.: «Детство–пресс», 2015. -112 с.
Могут возникнуть вопросы: «Что общего между формированием общественного экологического сознания и детьми?», «Какое отношение имеет экологическое воспитание к детям?», «Какая связь лежит между детьми и природой?». Ответить на эти вопросы можно лишь при условии, если мы оглянемся назад. Еще с незапамятных времен общество и природа были связаны между собой. Человечество ценило природу и видело в ней не только кормилицу, но и мудрую наставницу. Здесь можно сказать словами великого русского педагога К.Д.Ушинского: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека и самое тщательное воспитание без участия этого агента будет отзываться односторонностью, сухостью, неприятной искусственностью». И действительно, влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником положительных ощущений, конкретных знаний и первых радостных переживаний, которые остаются на всю жизнь. Надо отметить, что именно дети обладают способностью тонко чувствовать и воспринимать окружающий мир, его жизнь и его дыхание. Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, - отмечал В.А.Сухомлинский, - могучий толчок для стремительного потока мысли». А великий индус Р.Тагор подтверждал это, говоря, что «нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного»