Средства и методы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Ее характеристикой является, возможность организма выполнять упражнения с большой амплитудой движений.Одним из самых благоприятных периодов для оптимального формирования большинства двигательных способностей является младший школьный возраст. В детстве закладывается рациональная техническая составляющая движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые знания и навыки. Практически все показатели двигательных способностей ребенка показывают высокие темпы прироста. Но самый большой темп роста, наблюдается в показателях гибкости. Непрерывный рост результатов, постоянно требует поиска новых форм, средств и методов работы с младшим возрастом.По мнению Печеневской Н.Г. главным фактором является развитие гибкости и выявление новых эффективных способов и методов, при помощи которых можно за короткий промежуток времени достичь хороших результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Теоретическое обоснование воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста 7
1.1 Анатомо–физиологические особенности младших школьников 7
1.2 Общая характеристика гибкости как физического качества 14
1.3 Средства и методы воспитания гибкости 18
2 Задачи, методы и организация исследования 28
2.1 Задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
2.3 Организация исследования 31
3 Результаты и их обсуждение 32
3.1 Обоснование комплексов физических упражнений для воспитания гибкости у мальчиков 32
3.2 Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы 35
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложения 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология / А. В. Акрушенко. – Москва: Эксмо, 2006. – 250 с.
2. Айзман Р. И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова, Я. Л. Завьялова. – М.: КНОРУС, 2019. – 404 с.
3. Баршай В. М. Гимнастика / В. М. Баршай. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 314 с.
4. Бирючков Б. И. Методика подготовки и проведения урока гимнастики в школе: учебное пособие / Б. И. Бирючков. – М.: Академия, 1998. – 32 с.
5.Быков B. C. Развитие двигательных способностей учащихся / В. С. Быков. – М.: УралГАФК, 1998. – 108с.
6.Власова И. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно –методическое пособие / И. А. Власова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2014. – 136 с.
7. Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям: Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. – М.: ФиС, 2007. – 911.
8. Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры / А. А. Гужаловский. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352с.
9. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2004. – с 224с.
10. Железняк Ю. Д. Основы научно–методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф.
образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
11. Дербаба Л. В. Гибкость – необходимое качество / Л. В. Дербаба, Е. Н. Жариков, В. Н. Петров // Спортивные игры. – 1974. – №11. – С. 65 – 76.
12. Должиков И. И. Физическая культура 3 класс: Пособие для учителя. / И. И. Должиков. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 144 с.
13. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология / Ю. А. Ермолаев. – М.: 2001. – 443 с.
14. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки / Е. Н. Захаров, А. А. Карасев, А. В. Сафонов. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно–двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. До 11–12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжается рост организма, формирование тканей. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4–5 см, а вес на 2–2,5 кг [6].Особенности строения тела младших школьников и свойства действий связаны с формой сегментов как верхних, таки нижних конечностей, они естественным образом оказывают влияние на развитие двигательных качеств и особенности техники движений детей начальной школы, на что указывают многие авторы Л.П. Матвеев, 1991, Л.П. Канакова, 2001.С 7 лет начинают интенсивно развиваться основные мышцы гортани – голосовые. Поэтому разговорный голос детей резко отличается от голоса взрослых. У 7 – летних детей отчетливо заметен грудной тип дыхания. В 8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек – грудной. У детей школьного возраста происходит дальнейшее урежение дыхания (18 – 20 раз в минуту). Частота дыхания у мальчиков до 8–летнего возраста выше, чем у девочек.Физиологически окружность грудной клетки меняется к лучшему, ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет – 1200 мл. У мальчиков 12лет – 2200 мл, у девочек 12 лет – 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраст а [2].