Систематизация заданий по работе с контурными картами в школьном курсе «География России»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В структуре школьного географического образования курс «География России» занимает центральное место и обладает огромным воспитательным потенциалом. Этот курс знакомит обучающихся с особенностями природы, населения, хозяйства России в целом, а также отдельных ее регионов и малой родины. Это один из самых значимых школьных курсов, его содержание направлено на становление человека как гражданина, патриота, ответственного хозяина своей страны и малой родины, активно участвующего в решении ее ключевых проблем.Таким образом, курс «География России», изучаемый в 8 и 9 классах, нужно рассматривать как единый интегрированный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и своего региона.Формирование целостной географической картины невозможно без использования картографического материала и в данном курсе его очень много.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы использования контурных карт в географическом образовании
1Контурная карта и ее значение в обучении географии
2Классификация контурных карт в школьном курсе географии
Использование контурных карт в школьном курсе «География России»
1Анализ требований федеральной рабочей программы к результатам формирования картографических умений у школьников
2Работа с контурными картами на уроках географии курса «География России»
Систематизация заданий по работе с контурными картами на уроках географии в 8-9-х классах
1Анализ заданий по работе с контурными картами в школьном курсе «География России»
2Система заданий по работе с контурными картами в школьном курсе «География России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). – URL: HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.04.2023).
2.Федеральная рабочая программа основного общего образования «География» (для 5-9 классов образовательных организаций). – Москва, 2022. – 113 с.
3.Матвеев А.В. География. Контурные карты. 8 класс. Серия "Полярная звезда". - М. : Просвещение, 2019. - 23 с.
4.Барышева, Ю. Г. Использование средств обучения в преподавании географии / Ю.Г.Барышева. – М.: АСТ, 2010. – 200 с.
5.Берлянт, А. М. Карта – второй язык географии. (Очерки о картографии). Кн. для учителя / А. М.Берлянт. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
6.Берлянт, А. М. Картография: Учебник для вузов / А. М.Берлянт. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 336 с.
7.Берлянт, А. М. Картографический метод исследования. Монография/ А. М.Берлянт. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 257 с.
8.Гакаев, Р. А. Методы картографического исследования и этапы их формирования / Р. А. Гакаев. – Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. – 2016. – № 1 (4). – С. 1-4. – URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/816/(дата обращения: 10.04.2023).
9.Галай, И. П. Методика обучения географии / И. П. Галай.– Минск: Аверсэв, 2012.– 116 с.
10.Грюнберг, Г. Ю. О системе картографических знаний в курсе географии средней школы / Г.Ю. Грюнберг // Вопросы географии. – 1971. – № 86. – С. 60-66.
11.Использование контурных карт на уроке географии. – Текст: электронный // Инфоурок[сайт]. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-konturnih-kart-na-uroka-1449996.html(дата обращения: 10.04.2023).
12.История русской картографии: ключевые моменты. – Текст: электронный // Музей Собрание[сайт]. – URL: https://mus-col.com/reviews/20161/(дата обращения: 10.04.2023).
Применение карты в школе решает две ключевые и взаимосвязанные задачи: во-первых, способствует изучению физической и экономической географии, во-вторых, формирует картографические навыки, закладывает начало картографической грамотности, которая важна абсолютно каждому человеку. Школьные программы предполагают изучение большого количества картографических вопросов: представления об основных элементах карты, ее математической основе, условных обозначениях, способах картографического изображения, о типах карт, разных способах работы с ними. По школьным картам и атласам возможно выполнение различных картометрических определений и расчетов: определение расстояний, площадей, объемов, плотностей, однородности распределения явлений по территории. При выполнении подобных практических работ необходимо широкое привлечение учебных карт и атласов, которые имеют не только огромное познавательное значение, но и воспитательную ценность. В атласах отражена природа, экономика, население и культура родного края, страны и мира в целом. Атласы можно использовать и на уроках географии, и в экскурсиях, походах, поездках по различным местам [5].Следует особо подчеркнуть, что при использовании карты в школьном обучении ценно не только выполнять по ней те или иные упражнения, но самое главное – показать значение и место картографии в современных науках о Земле и обществе.