Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников. В которой определен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.02.2025
Объем файла
252 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах.В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно получить без творческих способностей обучаемых, что в свою очередь невозможно без формирования познавательного интереса.Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения.Современная школа должна обеспечить личностное развитие и успешность учащегося в учебной деятельности. Один из критериев эффективности педагогического процесса – это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем школы в 21 веке.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ
Сущность и содержание понятия «познавательный интерес»……………..6
Особенности развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………..……..8
Нестандартный урок как средство развития познавательных интересов младших школьников………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКАХ
2.1 Цель, задачи, методики экспериментального исследования выявления уровня развития познавательных интересов младших школьников……….….19
2.2 Результаты экспериментального исследования……………………..……..20
2.3 Нестандартные уроки по учебному предмету «Человек и мир» для развития познавательного интереса учащихся 3 класса………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...31

Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск :
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 510 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с. (Библиотека всемирной психологии)
3. Рубинштейн, С. Л. (1889—1960) Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -Санкт-Петербург [и др.] : Питер : Лидер, 2010. – 705 с.
4. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М. : Педагогика, 1971. - 351 с.
5.    Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. – М.; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948—1952. Ранние работы и статьи, 1846—1856 гг. – 1948. – 740 с.
6. Березина, Ю.Ю. Изучение познавательных предпочтений детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // МПГУ на образовательном поле Москвы: сборник статей, посвященный 140- летию вуза. - М.: «Просвещение», 2012г. - с. 66-69
7. Найн, М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук.—Магнитогорск, 2004.— 25 с.
8. Прохоренко, А. В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Прохоренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46-2. – с. 233-239
9.   Подласый, И.П. Педагогика : 100 вопр. - 100 ответов / И. П. Подласый. - М. : Владос-пресс, 2003. – 364 с. – (Учебное пособие для вузов) (Внимание, экзамен!)

Перед исследованием понятия «познавательный интерес», необходимо провести анализ базового понятия «интерес».С психологической точки зрения, под интересом понимается избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются потребностями.Л.С. Выготский утверждал, что интерес – это «специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности и приносящий эмоциональное насыщение» [2].В учебнике психологии под редакцией И.В. Дубровиной «интерес – это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес может все более обогащаться в условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать в себя новые связи и отношения материального мира; имеет эмоциональную и волевую характеристики; представляет собой интеллектуальную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний.В педагогической науке по мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания.Следовательно, интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности. Интерес – это избирательное отношение к чему-либо; определенная направленность личности; условие познавательной деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям действительности.