Педагогические условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы:
Согласно Федеральному закону «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 30.12.2021), а также другим нормативным документам Российской Федерации, в которых сформулированы общие положения в системе образования:–познавательное развитие предполагает формирование познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;– формирование познавательных действий, становление сознания;– развитие воображения и творческой активности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………….....................................................................8
1.1.Понятие «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………... 8
1.2.Характеристика исследовательских умений детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….. 12
1.3.Особенности развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
1.4.Проектная деятельность детей как средство развития исследовательских умений……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………25
2.1.Организация и методы исследования………………………………………25
2.2.Результаты диагностики исследовательских умений на констатирующем этапе эксперимента……………………………………………………………... 26
2.3.Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………… 36
2.4.Изучение эффективности влияния организованной проектной деятельности детей на развитие их исследовательских умений………...........45
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Андреева Н.А. Информационная поддержка познавательной деятельности ребенка – дошкольника: векторы развития [Электронный ресурс]. Современные проблемы науки и образования. 2017. №6.
2.Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4–5 лет: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 19 с.
3.Бабинова Н.В. Субъект-субъектные отношения как условия организации проектной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогическая практика. 2015. №4. С. 45–50.
4. Битюнская Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Волгоград: Учитель, 2013. 144 с.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: учеб. пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МозаикаСинтез, 2006. 523 с.
6. Веракса Н.Е., О.Р. Галимова. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников : учеб. пособие для студентов. М.: Мозаика Синтез, 2013. 77 с.
7.Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
8.Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4.– С. 54-62.
9.Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. пособие для вузов. Питер.: 2013. 464 с.
10. Горлова Н.А. Об успешной адаптации к школьному обучению // Проблемы времени. 2018. №7. С. 4–10.
11.Горюнова С. Н. Поисково-исследовательская деятельность детей, как средство интеллектуального развития дошкольников / С. Н. Горюнова // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 222-223.
12.Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013. 144 с.
13.Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1984. 128 с.
М.М. Киреевой [19] была предложена структурно – логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте. Она включает в себя 12 этапов для каждой возрастной группы.В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. При организации исследований, работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Уровень самостоятельности повышается. Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). С поддержкой взрослого дети учатся самостоятельно анализировать результаты исследований, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Детям старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им следует чаще задавать вопрос «Почему?». Начинают вводиться длительные исследования, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только различие, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации [19].В 6-7 лет информация об окружающем мире становится серьезной основой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает осмысленное упорядочение информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего, что происходит в нашем мире, является одним из основных моментов построения элементарной целостной картины путем сравнения, обобщения, рассуждения и построения гипотетических утверждений, элементарных выводов, предвосхищений возможного развития событий.