Педагогические условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему: Педагогические условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. В которой определено взаимодействие с родителями по развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. Изучены особенности развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.02.2025
Объем файла
2242 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы:
Согласно Федеральному закону «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 30.12.2021), а также другим нормативным документам Российской Федерации, в которых сформулированы общие положения в системе образования:–познавательное развитие предполагает формирование познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;– формирование познавательных действий, становление сознания;– развитие воображения и творческой активности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………….....................................................................8
1.1.Понятие «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………... 8
1.2.Характеристика исследовательских умений детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….. 12
1.3.Особенности развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
1.4.Проектная деятельность детей как средство развития исследовательских умений……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………25
2.1.Организация и методы исследования………………………………………25
2.2.Результаты диагностики исследовательских умений на констатирующем этапе эксперимента……………………………………………………………... 26
2.3.Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………… 36
2.4.Изучение эффективности влияния организованной проектной деятельности детей на развитие их исследовательских умений………...........45
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Андреева Н.А. Информационная поддержка познавательной деятельности ребенка – дошкольника: векторы развития [Электронный ресурс]. Современные проблемы науки и образования. 2017. №6.
2.Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4–5 лет: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 19 с.
3.Бабинова Н.В. Субъект-субъектные отношения как условия организации проектной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогическая практика. 2015. №4. С. 45–50.
4. Битюнская Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Волгоград: Учитель, 2013. 144 с.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: учеб. пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МозаикаСинтез, 2006. 523 с.
6. Веракса Н.Е., О.Р. Галимова. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников : учеб. пособие для студентов. М.: Мозаика Синтез, 2013. 77 с.
7.Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
8.Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4.– С. 54-62.
9.Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. пособие для вузов. Питер.: 2013. 464 с.
10. Горлова Н.А. Об успешной адаптации к школьному обучению // Проблемы времени. 2018. №7. С. 4–10.
11.Горюнова С. Н. Поисково-исследовательская деятельность детей, как средство интеллектуального развития дошкольников / С. Н. Горюнова // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 222-223.
12.Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013. 144 с.
13.Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1984. 128 с.

М.М. Киреевой [19] была предложена структурно – логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте. Она включает в себя 12 этапов для каждой возрастной группы.В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. При организации исследований, работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Уровень самостоятельности повышается. Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). С поддержкой взрослого дети учатся самостоятельно анализировать результаты исследований, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Детям старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им следует чаще задавать вопрос «Почему?».  Начинают вводиться длительные исследования, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только различие, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации [19].В 6-7 лет  информация об окружающем мире становится серьезной основой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает осмысленное упорядочение информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего, что происходит в нашем мире, является одним из основных моментов построения элементарной целостной картины путем сравнения, обобщения, рассуждения и построения гипотетических утверждений, элементарных выводов, предвосхищений возможного развития событий.