Методы и формы экономического воспитания школьников начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В наши дни содержание образования в начальной школе изменяется с учетом социально-экономических потребностей общества. В младшем школьном возрасте, в период формирования личности, дети сталкиваются с некоторыми экономическими понятиями, законами, отношениями. Любознательных школьников интересует, из чего складывается семейный бюджет, сколько стоит ремонт, сколько стоит покупка электроники, потребление электроэнергии, закуп продуктов и т.д. Обучение экономике должно осуществляться с первых классов начальной школы, так как именно в этот период начинают формироваться такие экономически значимые качества личности, как ответственность, деловитость и бережливость, экономическая предприимчивость.
Актуальность исследования также выражена в том, что экономическое воспитание дает возможность управлять будущим финансовым благополучием. Отсутствие начальных знаний и навыков ограничивает принятие правильных решений для обеспечения своего достатка. Раннее из
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Сущность экономического воспитания младшего школьника
1.2. Анализ содержания программ и учебников по математике
по проблеме исследования
1.3. Формы и методы экономического воспитания младшего школьника
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1. Изучение начального уровня экономической воспитанности младших школьников
2.2. Реализация комплекса форм и методов экономического воспитания младших школьников на уроках математики
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аменд, А. Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников : метод. рекомендации / А. Ф. Аменд. - Челябинск : ЧГПИ,1988 - 72 с.
Анисимова, А. Е. Принципы и педагогические требования экономического воспитания / А. Е. Анисимова, К. С. Гордеев, А. А. Жидков, К. А. Караганова, Е. Д. Закунова // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 11. - С. 606-612.
Бажина, О. В. Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности / О. В. Бажина. - Москва : Исмо, 2002. - 217 с.
Беспалова, А. Е. Программа дополнительного образования «Экономическое воспитание дошкольников» / А. Е. Беспалова. - URL: http://festival.1september.ru/articles/560157 (дата обращения: 08.10.2021).
Борисова, С. С. Формирование первоначальных экономических представлений учащихся младших классов / С. С. Борисова, Т. М. Борисова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - №10-2. - С.15-20.
Боровикова, Т. В. Формирование экономической культуры школьников /Т. В. Боровикова, - Соликамск : СГПИ. - 1999. - 264 с.
Володина, М. Б. Формирование экономических представлений у младших школьников / М. Б. Володина // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 684-685.
Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2015. - 89 с.
Гебеков, Г. Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников / Г. Х. Гебеков. - Махачкала : Дагучпедгиз, 1991 - 110 с.
Главатских, К. В. Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы / К. В. Главатских // Вестник Урмуртского университета : Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2011. - № 2. - С. 124-128.
Глебова, Г. Д. Экономическое воспитание школьников / Г.Д. Глебова. - Минск, 2008. - 264 с.
Голуб, Л. А. Педагогика / Л. А. Голуб. - Москва : Просвещение, 2007. - 344с.
Голубева, Е. В. Мир экономики глазами детей / Е. В. Голубева //
Рассмотрим формы экономического воспитания учащихся.
Урок. Обращая внимание на возрастные особенности школьников, наиболее эффективной формой организации обучения принимаем урок, так как именно на уроке:
- начинают работать различные типы деятельности учащихся;
- дети используют тексты знакомых сказок, решают задачи, в которых участвуют знакомые литературные герои;
- школьники задают вопросы с опорой на свой жизненный опыт;
- обсуждаются случаи, ситуации и явления, с которыми дети уже встречались;
- создаются многие условия для экономического самообразования детей и т.д.
Урок в начальной школе помогает преподавателю, опираясь на изучаемые предметы, ввести школьника в мир экономики, связанной с рыночными отношениями.
По мнению ряда авторов (А.С. Гордеева, А.А. Жидкова, Л.А. Федосеевой, Е.С. Илюшиной, Н.А. Дубровина), можно выделить два блока или два направления