Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи". В которой выявлены и охарактеризованы типологические особенности детско-родительских отношений в семьях детей с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со здоровыми сверстниками; Определены основные направления коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, на основе их эмпирического анализа.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
14.02.2025
Объем файла
552 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Современное общество развивается по пути гуманизации различных сфер деятельности, одной из которых является образование. Особое внимание специалистов в области педагогики и психологии привлекают проблемы обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции о правах ребенка отмечается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества [58].
Современные тенденции в сфере дошкольного образования в данное время ориентированы на поддержку семьи на качественно новом уровне. Это отражено в Стратегии развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия утверждает первенство семьи в воспитании как деятельности, направленной на изменение связей ребенка с миром, при этом люди формируют активную поз

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 12

1.1 Проблема детско-родительских отношений в психологии и педагогике 12

1.2 Роль матери в становлении личности ребенка. Характеристика диады «мать-ребенок» 17

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 25

1.4. Современное состояние проблемы оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями речи 31

Выводы по 1 главе: 35

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 37

2.1 Организация констатирующего эксперимента по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 37

2.2. Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 49

2.3. Результаты апробации программы коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 58

Выводы по второй главе: 63

Заключение 66

Список литературы 69

Список литературы

Официальные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.02.2023).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/(дата обращения: 21.02.2023).
Литература
3. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение дошкольников. Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2002. — 208с.
4. Андреева Т.В. Семейная психология. Учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2010. — 244 с.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб, для образоват. учреждений проф. образования по специальности 0319 «Спец, педагогика» в спец, (коррекц.) образоват. учреждениях. / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. — М.: Академия, 2001. — 246 с.
6. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. — Ярославль: Академия развития, 2003. — 223 с.
7. Барсуков А. В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением: автореф.дис… канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 25 с.
8. Басанова Е. Е. Интегративный подход к психологии материнства / Е. Е. Басанова // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 382- 384.
9. Басилова Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. — М.: Просвещение, 2008. — 111 с.
10. Батуев, А.С. Биосоциальная природа материнства и раннего детства / А.С. Батуев, О.Н. Безрукова, А.Г. Кощавцев. — Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. — 376 с.
11. Белановская, О.В. Готовность к осознанному родительству: психологические проблемы / О.В. Белановская // Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2011. – С. 115-120.
12. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников/ Р. А. Белова-Давид. —  М., 2008. — 140 с.
13. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / Журнал «Обруч» — № 4 —2015
14. Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики — 2003. — 477 с.
15. Боулби Дж. Психология одиноч

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Тяжелые нарушения речи– это стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы (лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [40].
Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу образовательного учреждения (дошкольного) без специальной логопедической помощи [41].
У дошкольников с нарушениями речи наиболее развита моторная память и наименее - слуховая. Снижены показатели объема памяти, особенно вербальной. Дет