Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) является важной задачей современной начальной школы. Данный документ содержит основные требования к результатам образовательной деятельности детей, которые обосновываются с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов. Внимание как базовая психическая функция способствует достижению всех предметных и метапредметных планируемых результатов. Внимание как одно из важнейших мыслительных действий (П.Я. Гальперин) необходимо при изучении любого материала; его отсутствие негативно влияет на формирование навыка самостоятельной работы, препятствует получению прочных знаний. [1].
В настоящее время объем информации, который воспринимают обучающиеся, резко возрастает. Владение вниманием, выделение важной информации и ?отсеивание второстепенной?, помогает младшему школьнику ориентироваться в широком информационном поле. Следовательно, внимание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Содержание понятия "внимание", его особенности у детей младшего школьного возраста
1.2 Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
1.3 Педагогические условия развития внимания младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
2.2 Реализация педагогических условий, обеспечивающих развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1. Федеральный государственные образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https:// минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 29.12.2022).
2. Борзенкова О.А., Ким Е.П. «Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект)», 2019г. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-teoreticheskiy-aspekt
3. Н. В. Бабкина СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-obrazovanii-i-psihologo-pedagogicheskom-soprovozhdenii-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
4. Алмазова О.В. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-prakticheskiy-analiz-problemy-korrektsii-narusheniy-vnimaniya-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-uchebno
5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. - Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – Кн. 1: - М.: ВЛАДОС, 2004. – 384 с.
6. ст. 42 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»).
7. Бегиева Б.М.1 , Кабжихов А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
8. Григорьева И.К. Особенности развития внимания младших школьников
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" https://base.garant.ru/70862366/
9. Возрастная психология :учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/ Т. Д. Марцинковская – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
10. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ
Мастер-класс был проведен на тему «Родителям о внимании и внимательности» для родителей учащихся первого класса. На мастер-классе были продемонстрированы упражнения на развитие внимания учащихся в домашних условиях. (см. Приложение).
Семинар-практикум на тему «Развиваем внимание и внимательность» –был проведен для родителей учащихся 2-4 классов, включал теоретический материал и практические упражнения по развитию внимания младших школьников. В ходе проведения семинара-практикума родители получили информацию о признаках и причинах невнимательности; обучились приемам развития внимания детей; получили советы и рекомендации по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий. (см. Приложение).
Таким образом, в практической работе на формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе мы разработали и реализовали программу по развитию внимания младших школьников с задержкой психического развития с использованием нейропсихологических игр и упражнений. Помимо программы по развитию внимания младших школьников с ЗПР нами были про