Применение мультимедийных технологий в ознакомлении младших школьников с окружающим миром
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является периодом интенсивного познавательного развития. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности - учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. Технология мультимедиа позволяет реализовать большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (рассказ, объяснение, беседа и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний и самостоятельной работы [10].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ……... 5
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «мультимедийные технологии» ……………………. 5
1.2. Классификация мультимедийных средств .…………… 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………. 13
2.1. Специфика применения мультимедийных технологий на уроках в начальной школе ................................... 13
2.2. Педагогические рекомендации учителям начальных классов по применению мультимедийных технологий …………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………….. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андерсен, Б. Б. Мультимедиа в образовании : специализированный учебный курс [Текст] / Бент. Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки) 102 А. Н. Некрасова, Н. М. Семчук Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк; авторизированный пер. с англ. – М. : Дрофа, 2007. – 224 с.
Ахутина, Т.В. О пространственном восприятии / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева. – М. : Высшая школа, 2011. – 481 с.
Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк : Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003. – С. 51-55.
Безруких М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет / М. Безруких, Л. Морозова. – М., 1995. – 134 с.
Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения – М. : Педагогика, 2007. – 207 с.
Волхонская С.В. Особенности использования информационных технологий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова // Занковские педагогические чтения – 2007. – Самара : Изд-во "Учебная литература" : Издательский дом "Фёдоров". 2007. – ч.1. – 259 с.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // – М. : Просвещение, 1986. – 420 с.
Горощенко В.П., Степанов И.Л. Методика преподавания. – М. : Просвещение., 2004 – 169 с.
Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. ХХ всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / УрГПУ, Екатеринбург, 2016, ч.3 – 212 с.
Губарева Е. Г. Использование мультимедийных технологий в начальной школе / Е. Г. Губарева, В. Н. Хаустова, Н. Н. Мальцева. – М. : Буки-Веди, 2016. – С. 94-95.
Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина// – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 463 с.
В современном российском образовании особое внимание уделяется применению мультимедийных средств обучения как к одному из видов наглядности. Наглядность изучения предлагаемого материала увеличивает степень овладения им в связи с тем, что задействованы основные каналы восприятия учащегося.А.В. Федоров считает, что «мультимедийные средства – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, применяя различные среды: графику, гипертекст, звук, анимацию, видео». Они помогают развитию познавательных процессов, которые обеспечивают получение, накопление, хранение и воспроизведение знаний, а ещё содействуют ознакомлению с основами медиаграмотности.В зависимости от типа восприятия А.В. Федоров приводит классификацию мультимедийных средств, применяемых в процессе обучения. Он делит их на аудиовизуальные, визуальные, звуковые [19].К аудиовизуальным средствам обучения относят технические ресурсы и медиатексты, предназначенные для зрительного и слухового воздействия и восприятия на ученика. К примеру:учебные видеоклипы, фильмы, мультфильмы, видеофрагменты и передачи, нацеленные на развитие универсальных учебных действий младших школьников по анализу и синтезу получаемых знаний, установлению причинно-следственных связей. Важно отметить, что данные технические способы аудиовизуального метода изучения выделяются выразительностью, требуют меньше временных затрат в ходе урока, но при этом передают большой объём информации;интерактивные презентации и слайд-шоу используются для систематизации получаемых знаний, применяются в качестве основы и помощника для учителя или ученика, который демонстрирует материал.Данные средства применяются в мультимедийных приложениях ко всем учебникам и рабочим тетрадям, входящим в Федеральный перечень и разрешенным для использования в начальной школе. Важно отметить, что материал должен соответствовать возрастным особенностям каждого года обучения.