Экскурсия в природу как средство формирования экологической культуры младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Время учебы в начальной школе – важнейший этап в становлении познавательных, эмоциональных, этических, эстетических, деятельностных отношений детей к окружающей действительности. Детям младшего школьного возраста свойственны доброта и любознательность, так что фундамент ответственного отношения к окружающей природе закладывается именно в начальной школе. Поэтому проблема экологического образования и воспитания школьников не надумана и её решение должно стать одной из главных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.Актуальностью работы является вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Я считаю, что главной и основной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. И очень важно в этом гуманность. А частью такого потенциала является экологическое воспитание.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..6
1.1. Понятие экологического образования младших школьников……………..6
1.2. Формы и методы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………………11
1.3. Функции и технология организации экскурсий в младших классах….......14
Выводы главе 1………………………………………………………...................24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИЙ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ…………….26
2.1. Выявление уровня сформированности элементов экологической культуры у младших школьников……………………………………………………………...26
2.2. Программа по формированию экологической культуры младших школьников посредством организации экскурсий в природу………………...31
2.3. Методические рекомендации для учителей………………………………..34
Выводы главе 2…………………………………….………….……………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. И ЛИТЕРАТУРЫ
Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Природа дарит нам здоровье. Начальная школа. – 2016. – № 5. – 83-88 с.
Болотина, Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М.: 2016. - 128 с.
Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы. //Начальная школа. 2017.№4. - 36-40 с.
журнала Вестник образования России. – 2017. – № 5. – 15 с.
Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 7. – 45 с.
Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
Камакин, О.Н. Проблемы экологического образования. Воспитание
Коменский, Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 2019. – 34 с.
Лисицына, Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс. Молодой ученый. 2018. – 215 с.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. 2016. – 55 с.
О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – М.: Учитель, 2017. – 232 с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2019. – 68 с.
Плешаков, А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: 1-4 классы: рабочие программы: предметная линия учебников «Перспектива» пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016. – 91 с.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов. - М.: Владос, 2018. – 463 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с.
Полякова Е.В. Использование учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ-компетентности учащихся// Начальная школа. - 2017. – 107 с.
Одним из средств формирования экологической грамотности младших школьников являются экскурсии на природу в назначенное время, экологические занятия, экологические акции – «Покормите птиц зимой», проектная деятельность и т.д.Экскурсии на природу помогут научить детей видеть красоту родной природы, вглядываться в нее, приобретать навыки общения с ней. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие различных цветов и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи и ивы. Любуясь природой, дети вместе с учителем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С. Маршака, Ю.Коринца и др. [Николаева, 2016, с.10].В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит их вглядываться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, диких и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся замечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе выявляются некоторые природные взаимосвязи и показано, в какой помощи человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, кормление птиц). При проведении экскурсий появляется возможность познакомить детей с экологическими правилами поведения на природе в реальных условиях, на конкретных примерах.