Психокоррекционная работа по формированию умений взаимодействия у младших школьников с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Опыт взаимодействия с другими людьми, взрослыми или сверстниками является основой для развития личности ребёнка. Через общение с окружающими людьми, благодаря широким возможностям к учению, человек совершенствует все свои высшие познавательно-деятельностные способности и коммуникативные умения. Кроме того, взаимодействие младших школьников является необходимым условием их социализации.Однако, у учащихся с особыми образовательными потребностями зачастую возникают сложности взаимодействия. Характер взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития является специфичным, как в силу возрастных особенностей детской психики, так и по причине имеющегося у детей дефицита познавательных способностей.С изучением детей с задержкой психического развития тесно связаны имена таких ученных как Т.А. Власова, М. С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………………..
Взаимодействие младших школьников……………………………………
1.2. Особенности взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития и направления коррекционной работы по его совершенствованию……………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………………………......................................
2.1. Организация и методики исследования взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития…..............................................
2.2. Анализ результатов исследования взаимодействия младших школьников с задержкой психического развития……………………........................................
2.3. Работа психолога по коррекции недостатков взаимодействия у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
Не найдено
Так, В. И. Лубовский акцентирует внимание на том, что младшим школьникам с задержкой психического развития сложно строить связное высказывание, выражать свое мнение, отмечается нарушение последовательности и пропуски информации. Все это затрудняет их взаимодействие со сверстниками, препятствует успешному общению [27].Нередко у младших школьников с задержкой психического развития во взаимодействии со сверстниками проявляется конфликтное поведение. Данное поведение обусловлено ограниченным взаимодействием с другими людьми, недостаточным уровнем принятия культурных ценностей [21].Интеграция детей с задержкой психического в образовательную среду требует создания специального благоприятного климата, сообразного возможностям ребенка с особыми образовательными потребностями.Основная проблема интеграции – это сложности в становлении личности, которое заключается в нарушениях эмоционально-волевой сферы, социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, снижении самоорганизованности и целеустремленности. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы является важной причиной, влияющей на коммуникативное взаимодействие младших школьников с задержкой психического развития. Эмоциональное развитие такого ребенка имеет свои особенности: незрелость и неустойчивость эмоционально-волевой сферы, рассеянность внимания, трудность в установлении коммуникативных контактов, проявление эмоциональных расстройств.М.И. Чистякова отмечает следующие нарушения эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития: незрелость эмоций - у детей отсутствуют оттенки переживаний; неустойчивость их эмоционального состояния; неадекватность реагирования на раздражители; колебания эмоциональных состояний, начиная с повышенной эмоциональной возбудимости и заканчивая выраженным эмоциональным спадом [25].