Методическое сопровождение педагогической деятельности по обогащению дошкольников глагольной лексикой в процессе лепки
Введение
Изучение проблемы развития активного словаря становится важной задачей в сфере развития речи у детей. Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача организации педагогической деятельности в ДОО.
В системе развития детской речи совершенствование словаря является значимой проблемой в общем речевом развитии, поскольку без освоения слов ребенку трудно овладеть навыками общения, ребенок не может уловить смысл обращенной к нему речи, затрудняется полноценно пользоваться всеми языковыми средствами. Кроме этого, речь влияет и на познавательное развитие ребенка, его мышление, все это представлено в исследованиях Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой и др.
Расширить у детей словарный запас является важным направлением работы всей системы воспитания и обучения, поскольку все речевые процессы непосредственно связаны с мышлением, и особенно это важно для развития логического и абстрактного мышления, без которых не протекает ни один вид детской деятельности.
Речь оказывает огромное влияние в целом на умственное развитие, развитие представлений об окружающем мире, формирование обобщенных знаний об окружающих предметах, по мере накопления ребенком словаря происходит и умственное развитие ребенка, формируются мыслительные процессы: анализа, синтеза, обобщения.
При несформированном, бедном словаре, ухудшаются познавательные процессы: памяти, м
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проблемы организации педагогической деятельности по обогащению словаря дошкольников глагольной лексикой на занятиях по лепке ………………………………………………………………...8
1.1. Значение и направления словарной работы с дошкольниками …………..8
1.2. Формы и средства педагогической деятельности по обогащению словаря старших дошкольников …………………………………………………………13
1.3. Потенциал занятий лепкой в речевом развитии детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………….20
2. Экспериментальное исследование по разработке и апробации мероприятий методического сопровождения педагогической деятельности по обогащению дошкольников глагольной лексикой в процессе лепки ………………………29
2.1. Диагностика уровня сформированности глагольной лексики детей дошкольного возраста на констатирующем этапе ……………………………29
2.2. Организация методического сопровождения педагогической деятельности по обогащению дошкольников глагольной лексикой в процессе лепки ……………………………………………………………………………..48
2.3 Динамика уровня сформированности словаря глагольной лексики детей дошкольного возраста и эффективности методического сопровождения педагогической деятельности на контрольном этапе ………………………...58
Заключение ………………………………………………………………………72
Список использованных источников …………………………………………..76
Приложения ……………………………………………………………………..83
Список использованных источников
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. – 400 с.
2. Байдикова О.В. Лепка как средство речевого развития детей дошкольного возраста / О.В. Байдикова, Н.А. Квитченко, Н.М. Недоводиева // Символ науки. 2018. №10. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lepka-kak-sredstvo-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
3. Белькова А.С. Использование плоскостной лепки в развитии речи и мышления ребенка / А.С. Белькова. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pedm.ru/categories/10/articles/1093
4. Бородич А.М. Методика развития речи у детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2016. - С. 49.
5. Вагапова Р. Использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи / Р. Вагапова. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-plastilinografi-v-rabote-s-detmi-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.html
6. Венгер Л. Пластилиновая группа / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2017. - №8. - С. 45.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013. - 502 с.
8. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 97 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Владос, 2017. – 145 с.
10. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / А.С. Герасимова. – М: Айрис-Пресс, 2019. – 160 с.
11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2019. – 140 с.
12. Глебова И.Ю. Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики / И.Ю. Глебова // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - Т. 0. - Москва: Буки-Веди, 2014. - С. 52-54. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4941/
13. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева, М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 2018. – 157 с.
14. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2019. – 187 с.
15. Гуляева О. Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста / О. Гуляева [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/testoplastika-kak-sredstvo-obogaschenija-slovarja-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
16. Гурзо А.А. Пластилинография – как с
Таким образом, лепка при адекватной организации является эффективным средством речевого развития дошкольников, поскольку успешно решает задачи совершенствования мелкой моторики и функции моторного планирования. Именно поэтому тренировка способности к моторному планированию - важная задача взрослых, нацеленных на развитие речи дошкольника. Ее решение посредством лепки предполагает отсутствие шаблонных, хорошо знакомых ребенку манипуляций с пластилином, глиной и другими материалами.
Семинар-практикум ?Использование лепки и пластилинографии в работе по развитию словаря детей?.
Цель:?повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых зна