Рассказы А.И. Куприна о животных в начальной школе: литературоведческий и методический аспекты
ВВЕДЕНИЕ
Литературное чтение в начальном образовании является одним из основных предметов, он закладывает формирование интеллектуального, речевого, духовно-нравственного и эмоционального развития младших школьников. Предметом изучения является художественная литература. Притом, если урок чтения предполагает только технику, то литературное чтение включает в себя внушительный спектр литературных знаний. Например, улучшение навыка чтения, освоение приемов смыслового и художественно-эстетического содержания книги и самостоятельное знакомство с миром книг на базе сформированных читательских умений.
С 1 класса ученики знакомятся с жанрами устного народного творчества, художественной литературы и научно-познавательной литературы, это поговорки, пословицы, загадки, колыбельные, былины авторские и народные сказки, рассказы, повести, стихотворения, статьи, а так же очерки. В учебниках представлены авторские произведения разных жанров. Среди них особенно выделяются рассказы Александра Ивано
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Литературоведческая пропедевтика на уроках литературного чтения в начальной школе 7
1.1. Основы литературоведческой пропедевтики в начальных классах 7
1.2. Литературоведческая пропедевтика в содержании учебников по литературному чтению 12
1.3. Анализ литературоведческих сведений в курсе литературного чтения в начальной школе 40
1.4. Выводы по первой главе 44
Глава 2. Опытно-экспериментальное обучение младших школьников приемам понимания текста на произведениях А.И. Куприна в 3 классе 45
2.1. Результаты констатирующего исследования уровня понимания текста обучающимися 3-го класса 45
2.2. Результаты контрольной диагностики уровня понимания текста обучающимися 3-го класса. 55
2.3. Выводы по 2 главе 64
Глава 3. Содержание и методика опытного обучения третьеклассников приёмам понимания текста 66
3.1.Программа продуктивного чтения…………………………………...66
3.2.Календарно-тематическое планирование программы……………...69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ. 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения /Под ред. : Казаковой А. А. / М.; Просвещение, 2019-62с.
2. Аверинцев, С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М.: 1981. С. 4.
3. Амосова И.Ю. Формирование функционально грамотной личности. URL: https://nsportal. ru/shkola /russkiy-yazyk /library/2013/03/29/formirovanie -funktsionalnogramotnoy-lichnosti -na-primere (дата обращения: 12.02.2022).
4. Анисимова Л.М. Формирование читательской грамотности. М., 2013
5. Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М.: Академия; Высшая школа, 2000. – С. 113 – 117.
6. Афанасьев В. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. - М.: ГИХЛ, 1960.
7. Афанасьев В.Н. Александр Куприн. - URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330
8. Афанасьев П. О. Методика чтения и работа с книгой в начальной школе. Москва.; Просвещение, 1992., с.205.
9. Батюшков Д., А. И. Куприн. - Вологда: Вологодский госпединститут, 1968.
10. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.
11. Ваничкина М.А. Стимулирование творческой активности на уроке как условие развития способностей школьников. Как сделать обучение интересным для школьников? URL: https://schoolfiles.net/3217131 (дата обращения: 25.03.2022)
12. Волков А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981.
13. Воровский В. Литературно-критические статьи. М.: Гослитиздат, 1956.
14. Воровский В.В. А.И. Куприн. // В. В. Воровский. Литературно-критические статьи. - М.: ГИХЛ, 1956.
15. Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева Р.Е. Методика обучения литературе
В учебниках для 4 класса предложены большие по объему рассказы, сказки и повести. Первая часть учебника собрана из 2 блоков. Первый блок - "Что за прелесть эти сказки!..". Много различных произведений, как народных так и авторских. Идет повторение прошлых тем за 3 класс. Здесь литературоведческая пропедевтика направлена на составление первоначального представления о наиболее известных писателях, а конкретно А. С. Пушкина. Дальше встречаются волшебные сказки А. Линдгрен "Крошка Нильс Карлсон", Д. Родари "Эти бедные приведения", К. Драгунская "Лекарство от послушности".
Вторая часть учебника состоит из двух блоков, включает в себя былины и рассказы.[9] Перед целым блоком басен есть предисловие, в котором повторяется понятие басня, и говорится о том, что чаще всего персонажи басни – животные, и на и примере показываются и осуждаются возможные недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство…
След