Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Введение
Ещё детьми мы учимся говорить и понимать речь других, к старшему дошкольному возрасту количество контактов ребенка со взрослыми и сверстниками постоянно увеличивается. В связи с этим важно становится максимально точно уметь выражать свои мысли, улавливать смысл того, что говорит собеседник и адекватно реагировать на его сообщения. Психологи утверждают, что именно эти умения являются основой эффективного общения.Доказано, что общение ребенка с окружающим миром оказывает наибольшее влияние в становлении его личности. В ходе общения происходит формирование психических действий и развитие психических функции. У старших дошкольников меняется сущность структурных компонентов общения, в частности, его коммуникативной стороны, основным методом общения становится разговор, приобретается навык эффективного общения с окружающими людьми.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Понятие коммуникативных умений в современной науке 7
Особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста13
Выводы по главе 1…………
Глава 2. Изучение особенностей развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возрастаИсследование актуального уровня развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста…………………………...21
Анализ и интерпретация результатов исследования…………..27
Выводы по главе 2…………
Заключение33
Список использованных источников34
Приложение …………………
Список использованных источников
Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2001. 164 с.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология". Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 362 с.
Арушанова А.Г. Коммуникация. М.:Сфера, 2014. 208 с.
Бабаева Т.И. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Спб: Детство-Пресс, 2019. 384 с.
Бандура А. Теория социального научения. Спб: Евразия, 2000. 320 с.
Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы "человек-человек" как предметное содержание их подготовки: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. М., 1999. 25 с.
Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81-85.
Дружинина, Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. Челябинск: изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. 254 с.
Захарова Т.В., Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Н. К. Игнатьева, Е. В. Киргизова, А. Бахор Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики. // Современные проблемы науки и образования. 2015 № 4 С. 25-28.
Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. М., 1992. 17 с.
Павицкая З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Казань, 1999. 175 с.
Сущность и содержательность наполнения понятия «коммуникативные умения» во многом определяется предметной областью, где его рассматривают (психология, педагогика, философия). В целом, под коммуникативными умениями подразумевают «умения общения, прямой, а также опосредованной межличностной коммуникации» [5, с.48-49], речь идет об умениях правильно, рассудительно, грамотно сообщить собственную мысль, а также достоверно воспринять информацию от партнеров по общению [6, с.27-29]. В этом контексте коммуникативные умения представляют собой «комплекс сознательных коммуникативных действий, основанных на подготовленности личности, способной творчески использовать информацию для отражения и преобразования окружающей действительности» [3, с.39]. В этом определении на 1-й план выходят новообразования в области индивидуально-личностных характеристик и сфере интеллекта.Предпринятый нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что, несмотря на множественные исследования, сегодня продолжает сохраняться терминологическая неопределенность понятия «коммуникативных умений». Множество определений этого понятия имеется в отечественной психологии.В современной науке имеется множество точек зрения на сущность таких понятий как «умения», «коммуникация», «коммуникативные умения». Обобщив мнения ученых, можно выделить главные четыре понятия «коммуникация»: первое – передача информации от человека к человеку в процессе социальной деятельности; второе – коммуникация как биологическое взаимодействие; третье – вид связи, пути сообщения информации и иные технические системы; четвертое – обмен информацией в неживой природе. Таким образом, в современной науке понятие «коммуникация» рассматривается как система связи взаимодействующих субъектов. Г.М. Андреева отмечает, что «любые формы общения являются особыми формами коммуникативной деятельности людей». Акт общения, в котором непосредственное участие принимают сами общающиеся, составляют коммуникативный процесс [2, с.30-31].