Особенности эмоциональной саморегуляции у юношей, занимающихся профессиональным футболом
ВВЕДЕНИЕ
В современном спорте, в частности футболе, чаще всего вопросы психологической подготовки отодвигаются на второй план, несмотря на то что все больше экспертов признают важность этого компонента в достижении необходимых результатов. Происходит это потому, что непосредственным компонентам спортивной подготовки уделяется очень много времени, и не всегда есть возможность для полноценной психологической подготовки. Однако это тоже связано с тем, что остаются нерассмотренными многие аспекты психологической подготовки. Это касается и развития такого фундаментального качества для футболистов, как саморегуляция.
Специально для спортсменов А.В. Алексеевым была создана модификация аутогенной тренировки, получившей название психорегулирующей тренировки. Эта методика не использует внушение ощущения тяжести в теле и направлена не только на релаксацию и снятие напряжения, а также на мобилизацию сил и вхождение в состояние боевой спортивной готовности. Впоследствии автором был разработан
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей эмоциональной саморегуляции у юношей, занимающихся профессиональным футболом 6
1.1. Понятие и характеристика эмоциональной саморегуляции как предмета психологических исследований личности 6
1.2. Особенности эмоциональной саморегуляции у юношей, занимающихся профессиональным футболом 12
1.3. Психологическое сопровождение процесса формирования навыков саморегуляции спортсменов 17
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 27
2.2. Методы исследования эмоциональной саморегуляции 29
2.3. Методы статистической обработки данных. 31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 32
3.1. Результаты проверки выборок на нормальность распределения показателей. 32
3.2. Результаты сравнительного анализа показателей эмоциональной саморегуляции у юношей, занимающихся профессиональным футболом 40
3.3. Описание рекомендации занятий по укреплению нервно-психической устойчивости спортсменов 45
Выводы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психологические труды / К.А. Абульханова. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 224 с.
2. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности / - М.: Наука, 2012. - 335 с.
3. Арт-терапия / сост. и общая редакция А. И. Копытин. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
4. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 9-10.
5. Вознесенская А. Л Особенности арт-терапии как метода / А. Вознесенская // Психолог. - 2015. - № 39. - С. 15 - 23.
6. Вознесенская А. Л. Арт-терапия в работе практического психолога: Использование арт-технологий в образовании / А. Л. Вознесенская, Л. речь. - М.: шк. мир, 2017. - 120 с.
7. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состояние / Г.Ш. Габдреева. - Казань: КГУ, 2014. - 64 с.
8. Гринева М.В. Саморегуляция: [учебно-методическое пособие] / М.В. Гринева. - Полтава: АСМИ, 2015. - 268 с.
9. Дикая Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологических состояния / Л. Дикая, В.В. Семикин, В.И. Щедров // психологический журнал. - 2012. - № 6. - Т. 15. - С. 28-37.
10. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук: Спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / Л.Г. Дикая. - М., 2012. - 35 с.
11. Дрешер Ю.Н. Арт-терапия и ее возможности Казань: Медицина, 2017. — 76 с.
12. Завацкий Л.М. Технологии профессиональной деятельности социального педагога: учебное пособие для вузов / Л.М. Завацкий. - М.: Слово, 2014. - 240 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии СПб.: Речь: Сфера, 2013. — 400 с.
14. Киселева М.В. Арт-терапия
У юношей, занимающихся профессиональным футболом, когнитивная переоценка преобладает над подавлением эмоций (5,08 б. против 2,76 б.). это говорит о том, что юноши-спортсмены стремятся переосмыслить эмоциогенную ситуацию, изменить отношения к ней, рассмотреть проблему с разных сторон.
У юношей, не занимающихся профессиональным футболом, когнитивная переоценка и подавление экспрессии проявляются практически на одном уровне (2,96 б. против 3,16 б.).
Статистический анализ показывает, что в подавлении экспрессии между юношами, занимающимися и не занимающимся профессиональным футболом, нет достоверных различий. Способность подавлять внешнее выражение эмоции сравнительно невысока в обеих группах участников исследования.
Когнитивная же переоценка достоверно выше в группе юношей, занимающихся профессиональным футболом (р≤0,001). Это может быть связано с необходимостью развитых тактических умений футболиста-профессионала, а именно, умения разгадывать замыслы соперни