Изучение существительных общего рода в основной общеобразовательной школе
Введение
Категория рода – это многоаспектное и сложное явление, которое является важным компонентом в системной организации русского языка. Эта проблема изучалась многими учеными-филологами, ей посвящено большое количество исследований, однако остаются еще аспекты категории рода, которые требуют более тщательного изучения. Среди исследователей до сих пор нет единого мнения относительного принципа распределения существительных по родам и механизма формального согласования в роде существительных с другими частями речи, поэтому данная категория представляет особую трудность для школьников. Эта трудность вполне объяснима, ведь она обусловлена тем, что встречаются две противоположности: предметное, конкретизированное мышление детей и абстрактность понятий данной категории. Разрешение данной ситуации в современных программах по русскому языку представлено по-разному.
Введение. 3
Глава 1. Специфика имен существительных общего рода. 6
1.1.Род как лексико-грамматическая категория. 6
1.2. Семантические группы существительных общего рода 11
Глава 2. Работа над существительными общего рода на уроке русского языка в общей образовательной школе. 26
2.1. Изучение категории рода на уроках русского языка на этапе основного общего образования. 26
2.2. Методы, приёмы и упражнения, содействующие усвоению специфики существительных общего рода на уроках русского языка. 35
Заключение. 46
Список использованной литературы.. 48
Список использованной литературы
1. Академический словарь русского языка в 4-х томах. – Т.1. – Москва: Наука, 1991. – 702 с.
2. Арапов, К.А. Проблемное обучение как средство интеллектуальной сферы школьников /К.А. Арапов, Г.Г. Рахматуллина //Молодой ученый. – 2012 – №8. – С.290 – 294
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахматова. –Москва: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. –Москва: Дом славянской книги, 2004. – 816 с.
5.Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина – Москва: Логос, 2002. – 528 с.
6. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. – Москва: Высшая школа, 1972. – 745 с.
7.Граник, Г.Г. Русский язык. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений к учебникам под ред. Г.Г. Граник «Русский язык» для 5–9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская. – Москва: Мнемозина, 2013, – 153 с.
8. Ефремова, Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – Москва: Наука, 2006. – 345 с.
9. Иванов, С.В. Русский язык. Комментарии к урокам: методическое пособие / С.В. Иванов, М.В. Кузнецова. – Москва: Вентана – Граф, 2013. – 58 с.
10. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке/ И.А. Ильницкая. – Москва: Педагогика, 1985 – 108 с.
11. Камынина, А. А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов / А.А. Камынина. – Москва: издательство МГУ, 1999. – 240 с.
12. Карцевский, С. И. Из лингвистического наследия / С.И. Карцевский; сост., вступ. ст. и коммент. И. И. Фужерон. – Москва: Языки русской культуры, 2000. – 341 с.
Категория рода – одна из важнейший категорий в русском языке, реализующая себя в разных лексемах со всей системой их форм. Род относится к классификационным, или несловоизменительным, категориям.Грамматическая категория рода является одним из самых спорных аспектов русского языка. Исследуя категорию рода, известный лингвист А.А. Потебня отметил, что род существительных, который называет вещи и понятия, потенциально связан с полом, когда говорится об олицетворении в художественных произведениях, когда названия предметов служат для обозначения персонажей. В таких случаях важно, чтобы слова, относящиеся к мужскому роду, представляли персонажей мужского пола, а слова женского рода говорили о персонажах женского пола. грамматической категории рода, пожалуй, один из самых спорных [31, с. 67].Профессор А.В. Миртов отмечал, что если род не отождествлять с полом, то придется признать, что и в названиях неодушевленных предметов грамматический род – не просто формальный пережиток, а в основном явление живое и семантически не погасшее. Семантика имеет огромное значение в возникновении колебания рода (родовые дубликаты слов) и грамматикализации заимствованных из других языков слов [20, с. 24].Существуют два значения рода: номинативный и синтагматический. Зависят они от характера отображения действительности. Эта категория связана с отображением неязыковой действительности. Значение номинативности рода заключается в обозначении мужского или женского пола (мужчина-женщина, студент – студентка, петух-курица).