Изучение существительных общего рода в основной общеобразовательной школе

Скачать дипломную работу на тему: Изучение существительных общего рода в основной общеобразовательной школе. В которой определены современные программы и учебники русского языка по разным УМК для средней школы по теме «Категории рода имен существительных». Изучены семантические группы существительных общего рода.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.02.2025
Объем файла
129 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Категория рода – это многоаспектное и сложное явление, которое является важным компонентом в системной организации русского языка. Эта проблема изучалась многими учеными-филологами, ей посвящено большое количество исследований, однако остаются еще аспекты категории рода, которые требуют более тщательного изучения. Среди исследователей до сих пор нет единого мнения относительного принципа распределения существительных по родам и механизма формального согласования в роде существительных с другими частями речи, поэтому данная категория представляет особую трудность для школьников. Эта трудность вполне объяснима, ведь она обусловлена тем, что встречаются две противоположности: предметное, конкретизированное мышление детей и абстрактность понятий данной категории. Разрешение данной ситуации в современных программах по русскому языку представлено по-разному.
 

Введение. 3
Глава 1. Специфика имен существительных общего рода. 6
1.1.Род как лексико-грамматическая категория. 6
1.2. Семантические группы существительных общего рода 11
Глава 2. Работа над существительными общего рода на уроке русского языка в общей образовательной школе. 26
2.1. Изучение категории рода на уроках русского языка на этапе основного общего образования. 26
2.2. Методы, приёмы и упражнения, содействующие усвоению специфики существительных общего рода на уроках русского языка. 35
Заключение. 46
Список использованной литературы.. 48

Список использованной литературы
1. Академический словарь русского языка в 4-х томах. – Т.1. – Москва: Наука, 1991. – 702 с.
2. Арапов, К.А. Проблемное обучение как средство интеллектуальной сферы школьников /К.А. Арапов, Г.Г. Рахматуллина //Молодой ученый. – 2012 – №8. – С.290 – 294
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахматова. –Москва: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. –Москва: Дом славянской книги, 2004. – 816 с.
5.Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина – Москва: Логос, 2002. – 528 с.
6. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. – Москва: Высшая школа, 1972. – 745 с.
7.Граник, Г.Г. Русский язык. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений к учебникам под ред. Г.Г. Граник «Русский язык» для 5–9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская. – Москва: Мнемозина, 2013, – 153 с.
8. Ефремова, Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – Москва: Наука, 2006. – 345 с.
9. Иванов, С.В. Русский язык. Комментарии к урокам: методическое пособие / С.В. Иванов, М.В. Кузнецова. – Москва: Вентана – Граф, 2013. – 58 с.
10. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке/ И.А. Ильницкая. – Москва: Педагогика, 1985 – 108 с.
11. Камынина, А. А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов / А.А. Камынина. – Москва: издательство МГУ, 1999. – 240 с.
12. Карцевский, С. И. Из лингвистического наследия / С.И. Карцевский; сост., вступ. ст. и коммент. И. И. Фужерон. – Москва: Языки русской культуры, 2000. – 341 с.

Категория рода – одна из важнейший категорий в русском языке, реализующая себя в разных лексемах со всей системой их форм. Род относится к классификационным, или несловоизменительным, категориям.Грамматическая категория рода является одним из самых спорных аспектов русского языка. Исследуя категорию рода, известный лингвист А.А. Потебня отметил, что род существительных, который называет вещи и понятия, потенциально связан с полом, когда говорится об олицетворении в художественных произведениях, когда названия предметов служат для обозначения персонажей. В таких случаях важно, чтобы слова, относящиеся к мужскому роду, представляли персонажей мужского пола, а слова женского рода говорили о персонажах женского пола.  грамматической категории рода, пожалуй, один из самых спорных [31, с. 67].Профессор А.В. Миртов отмечал, что если род не отождествлять с полом, то придется признать, что и в названиях неодушевленных предметов грамматический род – не просто формальный пережиток, а в основном явление живое и семантически не погасшее. Семантика имеет огромное значение в возникновении колебания рода (родовые дубликаты слов) и грамматикализации заимствованных из других языков слов [20, с. 24].Существуют два значения рода: номинативный и синтагматический. Зависят они от характера отображения действительности. Эта категория связана с отображением неязыковой действительности. Значение номинативности рода заключается в обозначении мужского или женского пола (мужчина-женщина, студент – студентка, петух-курица).