Профессиональное самоопределение выпускников вузов (на примере направления подготовки «Социальная работа»)
Актуальность. В настоящее время проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации являются особенно актуальными. Необходимость осуществления правильного выбора профессии и нацеленной на это профориентации не только соотносится с планированием жизненных планов человека, но и важна с точки зрения развития общества в целом.Условия современной жизни, такие как изменения в экономике и общественной жизни, предъявляют к молодежи строгие требования – сделать безошибочный выбор будущего профессионального рода деятельности и дальнейший жизненный путь. Важно, чтобы подобные навыки были сформированы на раннем этапе обучения в старших классах общеобразовательного учреждения.В процессе обучения в учебном учреждении важный этап профессионального самоопределения будущего специалиста, так как в процессе учебно-профессиональной деятельности осуществляется включение студента в профессиональную среду. С поступлением молодого человека в высшее учебное заведение процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития и осуществляется на протяжении всех лет обучения. И в этом процессе есть свои «пики» и «точки роста», во время которых происходят значительные изменения идеальных представлений о профессии, о ее целевых и смысловых составляющих, формируется отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности.
Введение3
ГЛАВА 1
1 Теоретические основы исследования профессионального самоопределения студентов
1.1. Профессиональное самоопределение личности:понятие и сущность6
1.2 Сущность профессионального самоопределения студентов
ГЛАВА 2 Состояние и проблемы профессионального самоопределения выпускников (на примере направления «Социальная работа» ФГБОУ ВО Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова )
2.1 Основные направления по развитию профессионального самоопределения студентов22
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения студентов…………………………………………………………………………27
Заключение
Список литературы
Приложение………………………………………………………………………..
Рубин, Б. Студент глазами социолога : учебник/ Б. Рубин, Ю. Колесников. - М.: 2007 - 126с
Власенко, А. С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе / А. С. Власенко. — М : Наука, 1987. — 322 c.
Ищенко, Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества / Т. В. Ищенко. — Томск : Наука, 1970. — 243 c.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. – 1999. № 4. – С. 28 – 38.
Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни. - М: Наука, 2001. - с.137-145.
Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. № 1. - С. 57–65.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ТАНДЕМ, 2000. - 384с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. 2-ое изд., доп. – Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
Кухарчук A.M., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск, 1976. – 218 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 230 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 87-101.
Студенты – это лица, обучающиеся в средне специальных и высших учебных заведениях.Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А.С. Власенко и Т.В. Ищенко. А.С. Власенко пишет: «Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием».[Власенко,1987] Ищенко Т.В считает, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи». [Ищенко,1970]