Психолого-педагогические условия развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В условиях постоянных социальных перемен и реформирования различных систем жизнедеятельности современному миру и обществам требуются люди, способные творчески решать проблемы, возникающие в различных сферах их жизни. Это требование нашло отражение в образовательных стандартах всех уровней подготовки и определило направления современных психолого-педагогических исследований. Становление личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать различные задачи, берет свое начало в детстве. В связи с этим перед дошкольным образованием стоит задача развития креативного мышления детей уже на первой ступени образования.
Ребенок дошкольник открыт для всего нового, любопытство, переходящее в любознательность, оказывает влияние на становление и дальнейшее развитие его познавательных процессов; детская склонность к фантазиям, свобода от штампов и стереотипов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие креативного мышления в современной науке 7
1.2. Особенности креативного мышления детей старшего дошкольного возраста13
1.3. Стратегии и условия развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста 18
Вывод по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Исследование развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Реализация условий развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
Вывод по главе 2 55
Заключение 59
Список использованных источников 64
Список используемых источников
Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие // Вопросы психологии. 1990.№ 3. С. 138-150.
Алексеева А.С., Быстрова В.В., Фаттахова И.В. Особенности развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах. 2020. № 12-1. С. 97-100.
Батова И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Весна. Дидактические карты. ФГОС ДО. -М.: Учитель, 2018. С. 461-462.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Центр “Академия”, 2001. С. 216-230.
Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. М.: ГУ ВШЭ, 2012. 524 c.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2020. 865 c
Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. М.: Академия развития, 2009. 755 c.
Гасимова В. А. Креативность, обработка информации и внимание // Ананьевские чтения. СПб., 2017. - С. 6–8.Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей или прикоснемся к прекрасному. М.: Астрель, АСТ, 2006. 398 c.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 1999. С. 365-367.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: Питер, 2012. 320 c
Ермакова Е.С. Подготовка детей к школе. Развитие творческого мышления детей 4-7 лет. М.: Илекса, 2018. 686 c
Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: Сфера, 2017. 449 c.
Комарова Т.С. О развитии способности к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2010. № 6. С. 44–48.
Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс, 2011. 391 c.
Прежде, чем раскрыть сущность понятия «креативное мышление», остановимся на понятии «мышления» в целом и его различных классификациях.Во-первых, обратимся к словарным определениям понятия «мышления», в частности, толковому словарю С.И. Ожегова, в котором автор следующим образом определяет понятие «мышления» как «высшую ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [26, с. 897].В современной науке существует большое количество классификаций мышления по разным основаниям. Для нашего исследования интерес представляет классификация И. Калмыковой по степени новизны и оригинальности мышления. Выделяется репродуктивное мышление, которое понимается как «мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано», и креативное (творческое) мышление, раскрывающееся как «мышление, характеризующее созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию» [17, с. 128].Таким образом, креативное мышление является разновидностью мышления по степени новизны и оригинальности.Далее остановимся на раскрытии сущности креативного мышления. Начнем с рассмотрения этого термина в рамках основных научных подходов, которые в свое время пытались дать их представители в своих работах. Принимая во внимание, неоднозначность феномена и сущности креативного мышления, диапазон взглядов достаточно широк.