Влияние доминирующей позиции в общении на развитие произвольности у детей дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему: Влияние доминирующей позиции в общении на развитие произвольности у детей дошкольного возраста. В которой определены методики, направленные на диагностику позиционности общения и уровня произвольности дошкольников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.02.2025
Объем файла
150 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Произвольность является одним из ключевых показателей развития ребенка, определяющим его способность к самостоятельному принятию решений и контролю своих действий, что важно для успешной адаптации в обществе и дальнейшего обучения. В связи с этим, исследование данной темы является актуальным и может помочь педагогам и родителям лучше понимать, какие факторы влияют на развитие произвольности у детей дошкольного возраста и какие можно создать условия для ее успешного формирования. В рамках исследования будет проведен анализ коммуникативных навыков детей и определен уровень их произвольности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных методик и программ развития произвольности у детей дошкольного возраста.Степень изученности проблемы: Проблема становления произвольности детей дошкольного возраста изучалась многими учеными в различных областях науки, включая психологию, нейробиологию, педагогику и др. 

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы становления произвольности детей дошкольного возраста в зависимости от доминирующей позиции в общении.1.1 Сущность и содержание понятия «произвольность»
1.2 Содержание и особенности позиций в общении
1.3 Специфика дошкольного возраста
1.4 Роль общения в становлении произвольности детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследования взаимосвязи позиционности общения и уровня произвольности детей дошкольного возраста 2.1 Организация и обоснование методов исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию произвольности у дошкольников через развитие позиций общения
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения

Список использованных источников
Абрамян Л. В. Игра дошкольника / Л. В. Абрамян, Т. В. Антонова. – М.: Просвещение, 1989. – 235 с.
Алмазова, О. В., Бухаленкова, Д. А., Веракса, А. Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария / О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова, А. Н. Веракса // Национальный психологический журнал. — 2016. — № 4 (24). — С. 14-22.
Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М.: 2007. – 347 с.
Бабунова, Т. М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: учеб.пособие. / Т. М. Бабунова. – М.: 2005. – 420 с.
Баканов Е. Н. Стадии развития волевых процессов. Вестник МГУ / серия 14. –1977, – №4.
Бобнева, М. И. Социальная норма и регуляция поведения / М. И. Бобнева. – М.: Наука,1978. –112-125 с.
Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения / Вопросы психологии. 1976 №4.
Бугрименко Е. А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте. М., 1978.
Батенова, Ю. В., Мальцева, А. С., Петрова, И. Х. Оценка произвольности и контроля поведения у дошкольников в процессе интерактивного игрового взаимодействия / Ю. В. Батенова, А. С. Мальцева, И. Х. Петрова // Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках. Материалы международного конгресса по культурно-исторической психологии, посвященного памяти Ж. М. Глозман. — Новосибирск:, 2022. — С. 28-36.
Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: МозаикаСинтез. 2007. – 240 с.
Волков, Б. С. Детская психология: Логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 236 с.
Выготский, Л. С. Психология развития ребенка // Л. С. Выготский. Москва: Эксмо, 2003. – 12 с.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. – М., 1983

19 детей (54,3 %) имеют высокий уровень произвольной сферы. Высокий уровень говорит о развитой способности ребенка к планированию, организации и контролю своих действий. Такой ребенок может легко переключаться между задачами, быстро адаптироваться к новым условиям и находить нестандартные решения проблем. Он также обладает хорошей памятью, умеет анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Ребенок с высоким уровнем произвольной сферы более самостоятелен и уверен в себе.5 детей (14,3 %) показали уровень произвольной сферы выше среднего. Это может указывать на то, что у них хорошо развиты навыки планирования, организации и контроля поведения. Также это может свидетельствовать о более высоком уровне когнитивных функций, таких как внимание, память и мышление. Ребенок с более развитой произвольной сферой может лучше справляться с задачами, требующими концентрации и самоконтроля, а также быть более гибким в своих реакциях на изменяющиеся условия.4 ребенка (11,4 %) показали средний уровень произвольности. Средний уровень произвольной сферы у ребенка говорит о том, что он имеет некоторые навыки планирования и организации, но ему может потребоваться больше времени и усилий для выполнения сложных задач, требующих высокой концентрации внимания и контроля поведения. Такой ребенок может нуждаться в дополнительной поддержке и помощи в развитии своих произвольных функций.4 ребенка (11,4 %) имеют показатель произвольности ниже среднего. Это может свидетельствовать о том, что у ребенка могут быть трудности с планированием своих действий, контролем своих эмоций и поведения, а также с переключением внимания с одной задачи на другую. Ребенок может испытывать трудности в выполнении заданий, требующих абстрактного мышления, анализа и синтеза информации. Также, не исключено затруднение в управлении своими мыслями и эмоциями в социальных ситуациях, что может приводить к конфликтам и проблемам в общении со сверстниками.3 ребенка (8,6 %) показали низкий уровень произвольной сферы. Низкий уровень произвольной сферы у ребенка говорит о том, что у него могут быть затруднения с планированием, организацией и контролем своих действий. Ребенок может испытывать трудности в выполнении задач, требующих концентрации внимания и управления своим поведением. Также могут наблюдаться проблемы с переключением внимания и адаптацией к новым ситуациям.