Разработка коррекционно-развивающих упражнений, направленных на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Введение
Актуальность исследования: Современное общество хочет видеть школьника грамотным, умеющим излагать свои мысли как в устной, так и в письменной речи. У школьников на начальном этапе возникают трудности в процессе овладения письменной речью. Несвоевременное выявление ошибок у таких школьников, отсутствие помощи в коррекции ошибок может привести к возникновению стойких ошибок на письме, то есть дисграфии. По данным А.Н.Корнева [12] , дисграфия встречается у 20% младших школьников. В письменных работах учащихся 2-3 классов наблюдаются частые и регулярные ошибки. Часть из них – орфографические, но есть и специфические ошибки, обусловленные особенностями развития фонетической и лексико-грамматической сторон речи.
Нарушения в письменной речи могут осложнить адаптацию в школе, сказаться негативно на процессе обучения ребенка. Нарушение письма при аграмматической дисграфии, сопровождается недостатками чтения. Ввиду большого количества речевых нарушений у младших школьников коррекция
Содержание
Введение 3
Глава 1: Теоретические аспекты изучения проблемы аграмматической дисграфии у младших школьников 5
1.1. Развитие грамматического строя речи в норме 5
1.2. Взгляды отечественных исследователей на проблему дисграфии 10
1.3. Аграмматическая дисграфия в современной классификации 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2: Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. 23
2.1. Организация и методика обследования процесса письма у младших школьников. 23
2.2. Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников 32
2.3. Анализ результатов проведения логопедической работы с младшими школьниками по коррекции аграмматической дисграфии 44
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Список использованной литературы
1. Аршанова, Т.А. Игровые упражнения как средство коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста: Научный альманах. – 2019. – № 3. – Режим доступа: URL: http://ucom.ru/doc/na.2019.03.02.012.pdf (дата обращения: 23.09.2022).
2. Бессонова,Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – Москва: Аркти, – 1997. – 64 с. – ISBN 5-89415-003-5. – Текст: непосредственный.
3. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Издательство Саратовского университета, 1990.- 103 с. - ISBN 978-5-292-00956-6. - Текст: непосредственный.
4. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка, ч. 1 / под редакцией С. И. Абакумова. Москва: Издательство АПН РСФСР, - 1949. - 267 с. - Текст: электронный // Российская национальная библиотека [сайт]. - https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003497231/ (дата обращения: 10.10.2022)
5. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. - Москва: Аркти, 2019. - 80 с.- (Библиотека логопеда-практика). - ISBN 978-5-89415-870-9. - Текст: непосредственный.
6. Данилов, И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. — Москва: Перспектива, - 2001. — 64 с. - ISBN 5-7744-0049–2. – Текст: непосредственный.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - Москва: Национальный книжный центр, 2021. – 176 с. - ISBN 978-5-4441-0250-3. – Текст: непосредственный.
8. Ефименкова, Л. Н., Мисаренко, Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - Москва: Просвещение. - 1991. - 239 с. - ISBN 5-09-003511-3. – Текст: непосредственный.
9. Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – Москва: Просвещение, 1972. – 206 с. – Текст: электронный // Российская национальная библиотека [сайт]. - https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_3230910/ (дата обращения: 10.10.2022)
10. Кобзарева, Л.Г., Резунова, М.П., Юшина, Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. – Воронеж: Учитель, - 2003. – 217 с. - ISBN 5-98225-003-1. – Текст: непосредственный.
11. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. – Москва: Астрель, 2006. – 158 с., - ISBN 5-17-034172-5. - Текст: непосредственный.
12. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие – СПб.: Речь, 1997. – 286 с. – (Психология детства) – ISBN 5-7562-0004-5. – Текст: электронный // Образовательная платформа Студмед [сайт]. - https://www.studmed.ru/view/kornev-an-narusheniya-chteniya-i-pisma-u-detey_84ddab3ab41.html (дата обращения: 18.09.2022)
13. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – Спб: Гиппократ, 1995. – 220 с. – Текст: электронный // Электронная библиотека СПб ГБУК ГСЦБС "Коррекционная педагогика и психология" [сайт]. - https://tlib.gbs.spb.ru/dl/5/ (дата обращения: 18.09.2022)
14. Koppeкция yстнoй и письменнoй рeчи yчащиxcя начальныx клaссoв: книга для лoгoпедoв. - Москва: Просвeщение, l99l. - 224 c. - ISBN 5-09-001272-5. - Текст: непосредственный.
15. Лалаева, Р. И. Нарушения
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова, такие как: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; перестановки букв; добавление букв; пропуски, добавления, перестановка слогов. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
4) Аграмматическая дисграфия.
Этот вид дисграфии обусловлен информированностью лексико -грамматического строя речи (морфологических, синтаксических обобщений ) и проявляется в аграмматизмах на письме. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочета