Формирование правовой культуры у младших школьников в условиях образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Проблема формирования правовой культуры у младших школьников в условиях образовательной организации является одной из самых актуальных и острых проблем социального и психолого-педагогического характера в современном российском обществе.
Важность изучения и решения проблемы формирования правовой культуры у младших школьников обусловлена увеличением численности детей и подростков, которые нарушают правовые нормы в той или иной степени. О тенденции роста количества таких детей в нашей стране свидетельствуют данные исследований и отечественные статистические сведения. По данным МВД, примерно 3,9% от всех раскрытых в стране в 2022 году преступлений совершены подростками либо при их участии [32].
Следующим важным аспектом, актуализирующим значимость изучения проблемы правовой культуры, могут являться трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе своей жизни. Как известно, человек всю свою жизнь социализируется, а следовательно выбор
Содержание
Введение 3 – 8
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры у младших школьников 9 - 25
1.1. Проблема формирования правовой культуры у младших школьников: общая характеристика 9 - 16
1.2. Методические основы формирования правовой культуры у детей младшего школьного возраста 16 - 23
Выводы по первой главе 24 - 25
Глава 2. Опытная работа по формированию правовой культуры у младших школьников в условиях образовательного учреждения 26-43
2.1. Диагностика детей целевой группы 26-31
2.2. Проект формирования правовой культуры младших школьников в условиях образовательного учреждения 31-41
Выводы по второй главе 42-43
Заключение 44-46
Библиографический список 47-53
Приложения 54-55
Библиографический список
1. Адамова, А. Р. Правовая культура современной России / А. Р. Адамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65698/ (дата обращения: 13.03.2023).
2. Апанасенко, О. Н. Правовая культура личности учащегося как основной компонент гражданственности / О. Н. Апанасенко // Гуманизация образования в контексте системного подхода. –Бийск: БПГУ, 2007. –Ч. 2. –С. 181 –186.
3. Балаклеец И. И. Правовая культура: генезис, сущность, состояние, проблемы и перспективы развития: монография Калининград: Калининградский юридический институт МВД России. 2012. - 196 с.
4. Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 159 с.
5. Бузун, Е. В. Методологические вопросы исследования правовой культуры правотворческого процесса / Е. В. Бузун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7547/ (дата обращения: 03.02.2023).
6. Братусева О. Н. Правовые культуры в условиях глобализации : автореф. К дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2009. — 24 с. 1
7. Головченко, В. В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения / В. В. Головченко. – Киев:изд – во «Наукова думка», 1985. – 220 с
8. Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Чебоксары, 2007. -21 с.
9. Денисенко, О. Восприятие своих родителей подростками из неблагополучной семьи / О. Денисенко // Воспитательная работа в школе. –130 2010. - №9. – С. 93 – 116
10. Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: дис. …. канд. социол. наук. Белгород, 2006. 204 с.
11. Джанибекова, Н. А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи / Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7320/ (дата обращения: 03.03.2023).
12. Есикова Т. В., Ермолина М. А. Юридическое обоснование диагностики правового сознания // Право и образование. 2016. № 5. С. 104–110.
13. Ефимова, Е. А. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии / Е. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40314/ (дата обращения: 14.02.2023).
14. Завьялова М.С. Из опыта
Будет осваиваться культура продуктивного и позитивного разрешения конфликта с предусмотренными для этого соответствующими процедурами.
Помимо всех этих факторов важно отметить, что в процессе по формированию правовой культуры нужно совместно обсуждать все методики и упражнения, которые будут использоваться в работе, ведь такие действия поспособствуют созданию благоприятной атмосферы в классе.
В младшем школьном возрасте в образовательном процессе необходимо познакомить детей с правами ребенка, так как зачастую дети в таком возрасте либо совсем не знают об этом, либо о правах и свободах человека дети знают абстрактно или поверхностно.
Отметим, что заложенное в Конвенции о правах ребенка требование знакомить детей с их правами является специфическим способом привлечь внимание именно к данной области пра