Обучение сочинению в 5 классе школы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы. Толкование слова осуществляется с помощью нескольких приёмов: контекста, подбора синонима или антонима, оборота, включающего уже известное однокоренное слово, описательного оборота. Следующим этапом является чтение и запись слова – работа над его орфоэпией и орфографией. Далее идёт работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями). Заключительным этапом является работа над семантическими связями слова и включение его в речевое произведение.
Язык – форма существования и выражения человеческой мысли, средство фиксации и сохранения накопленных человечеством знаний. В то же время язык – первоэлемент художественной литературы как словесного искусства, язык создаёт художественную форму. В сборниках представлено огромное разнообразие авторских текстов, расширяющих литературный кругозор учащихся.
Многоаспектное представление изучаемого материала, закрепление и повторение, обобщение изученного, углубление стилистической работы происходит в процессе анализа текстов. Анализ текста обусловливает интегративную методику, совмещающую изучение языка и литературы, новые развивающие формы работы на уроке русского языка: рефлексию, прогнозирование, осознанное развитие языкового чутья, осознание своей языковой компетенции. Наряду с художественными текстами, представлены тексты публицистического, учебно-научного, делового стилей.
В 5 и 6 классах письменные работы с предварительным анализом текста проводятся в течение одного урока. Начиная с 7 класса, а особенно в 8 и 9 подобные письменные работы про
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ …………………………………………………….5
1.1 Сущность методики ………………………………………………. 5
1.2 Классификация форм сочинений ……………………………………13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ……………………………………………………17
2.1 Параллельное строение текста-описания с элементами повествования …………………………………………………………………..17
2.2 Примерное планирование уроков…………………………………... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.
2. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19
3. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.
4.Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. — №5
5.Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6
6.Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.
7.Петрановская Л. «Как я провёл лето» по-новому // Русский язык. – 2001.
8.Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с. Синдеева Т.И.
9.Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра «научная рецензия» // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. М.: Наука, 1982.
10.Собольцева Н. Сочинение без проблем / http://www.detvora74.ru/ Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.
11.Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12
12.Уроки русского языка
Впервые даются в самом общем виде системные сведения о стилях речи. Учащиеся знакомятся с научными понятиями: стилистически нейтральные, или общелитературные слова, и слова, стилистически ограниченные в употреблении; получают сведения о книжных стилях.
Пятиклассники сравнивают тексты на одну тему, но разных стилей и отвечают на вопрос: какие языковые средства формируют эти два текста (з.16), определяют стилистическую принадлежность текстов. Элементарные теоретические знания о стиле текста необходимы, так как буквально с первых уроков начинается систематическая работа по развитию письменной и устной речи, в основном в форме сочинений-миниатюр разных видов и жанров и изложений.
Пятиклассники практически уже знакомы с основными понятиями: текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста (речи), стиль текста. На первом уроке предлагается традиционная работа по сопоставлению текста и предложения как его составляющего элемента. Пятиклассники формулируют признаки текста – «несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически