Формирование навыков самопознания младших школьников в условиях обновленного содержания образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: В век цифровизации, в социуме существует потребность в социальном взаимодействии. Как отмечается многими исследователями, в ходе межличностной коммуникации, происходит процесс самопознания, который особенно важен в младшем школьном возрасте.
Сегодня, когда перестраиваются основания и прежние способы жизнедеятельности, когда поддерживается и ценится постоянная генерация новых идей, необходимы соответствующие усилия людей по развитию способностей подрастающих поколений к самопознанию, которое помогает человеку в новых условиях «строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думающим и действующим не так, как сегодня» [1].
Решение этой задачи зависит от учителя, деятельность которого направлена на формирование творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей. Выход из этой ситуации в образовании связан с такой организацией процесса обучения, при которой, в силу
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ…..…………………………………………… 4
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…..………………..…………………. 5
ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………… 6
1 Теоретические основы формирования навыков самопознания младших школьников в условиях обновленного содержания образования
1.1 Самопознание как процесс развития и обогащения сознания.......... 12
1.2 Особенности формирования навыков самопознания у младших школьников............................................................................................. 19
1.3 Учебная деятельность как условие развития самопознания младших школьников в условиях обновленного образования.......... 28
2 Эмпирическое исследование формирования навыков самопознания младших школьников в условиях обновленного содержания образования
2.1 Первичная диагностика формирования навыков самопознания младших школьников ………............................................................... 32
2.2 Реализация психолого-педагогической программы формирования навыков самопознания младших школьников …………….……….. 40
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования формирования навыков самопознания младших школьников.............................................................................................62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......... 70
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................... 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 384 с.
2 Ахметова А.И., Мукажанова Р.А. Проблема самопознания в духовном наследии Казахстана// Научно-методический журнал. Педагогика и психология. 2(32)2017 – 230 с.
3 Закон «Об Образовании» Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_
4 Хмель Н.Д. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя. Педагогика. Курс лекций. - Алматы, 2003. - 386 c.
5 Психологические основы развития ребенка и обучения : [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. - 422
6 Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.-М., 1991.- 286 с.
7 Розенталь Д. Концепции и определения сознания // Методология и история психологии. 2009. № 3. с. 55–75.
8 Ревонсуо А. Психология сознания. СПб.: Питер, 2013. 336 с.
9 Поляков А.М. Методика изучения развития символической функции сознания // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12, № 2. с. 59-68
10 Бердникова Д.В. Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 2. с. 8-20.
11 Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2022. – 705 с.
12 Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности/. -М., 1989.-С. 110-134.
13 Петровский В.А. «Я» в персонологической перспективе / Высшая школа экономики – 2013. 504 с.
14 Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. — 413 с.
15 Кубарев В.С. К вопросу о детерминации активности в развитии личности // Омский научный вестник. 2007. № 3. С. 95-100
16 Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1986. - 476 с.
17 Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с.
18 Родак И. И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе//Советская педагогика.- 1959.- № 4.
19 Избранные психологиче
Но собственно теоретико-познавательные истоки проблемы понимания отчетливо обнаруживаются лишь на пересечении философских установок немецкого романтизма и абсолютного рационализма конца 18 - первой половины XIX века.
Для Г.Гегеля, представителя немецкой классической философии, понимание представляет собой процесс самоосуществления и самореализации духа, постигающего посредством разума свои всеобщие и необходимые определения. Сам язык выражает, по Гегелю, лишь всеобщее, поскольку он есть произведение мысли [39].
Исходным положением для данного исследования является то, что понимание является основным фактором развития самопознания, направленного на анализ процессов жизни субъекта, а не только процессом усвоения знаний о мире.
К рассмотрению данного вопроса мы подошли с позиции категории субъекта, которая