Развитие речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями в игровой деятельности
Введение
Современный этап развития общества ставит перед образованием новые задачи, направленные на существенное усиление внимания к обучению, воспитанию и развитию личности. Задача улучшения подготовки воспитанников к самостоятельной жизни стоят и перед вспомогательной школы. Одним из условий их решения является усиление коррекционно-развивающей роли обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. При этом условии обучения обеспечивать таким детям возможность в будущем принимать активное участие в трудовом и социальной жизни. В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной полит
Содержание
Введение 3
1. Изучение развития речи у дошкольников с нарушением интеллекта 7
1.1. Характеристика дошкольников с нарушением интеллекта 7
1.2. Развитие речи в онтогенезе 10
1.3. Особенности речи дошкольников с нарушением интеллекта 16
2. Эмпирическое исследование развития речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями детей 21
2.1. Организация исследования речи у детей с интеллектуальными нарушениями 21
2.2. Анализ исследования результатов 24
3. Влияние игры на развитие речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями в игре 32
3.1. Коррекция развития речи в игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями 32
3.2. Анализ результатов исследования контрольного эксперимента детей с интеллектуальными нарушениями 42
Заключение 49
Список литературы 56
Список литературы
1. Богин Г.И. Типология понимания текста. – М., 2002. – 164с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999 – 461с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией Давыдова В. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев — СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472с.
5. Давидова А. Влияние психофизических отклонений на состояние речевого развития ребенка / А. Давидова // Дефектология. – 2007. – №11. – С. 49 - 51.
6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. 272 с.
7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М: Наука, 1982. – 156с.
8. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
9. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов,1986. – 180с.
10. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 208 с.
11. Комарова С. В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003, № 3. - С. 35-42.
12. Лалаева Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников // Принципы и методы логопедической работы. Ленинград, 1984. – 16-33с.
13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М., 2003. – 287с.
14. Леонтьев А.А. Психолингвистика // Психологический словарь. Изд. 2-е. – М., 1996. – 196с.
15. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических Высших учебных Заведений / Под ред.Л.С. Волковой. – М.: Гуманитарий изд.центр ВЛАДОС, 2007. – С.572 - 595.
16. Ляпидевський С.С. Невропатология / С.С. Ляпидевський: 2003. – С.160 - 170.
17. Максимова Н.Ю. Основы патопсихологии / Н.Ю. Максимова, К.Л. Милютина, В.Н. Пискун. –М.: Главник, 2008. – С. 75 - 80.
18. Особенности умственного развития у
Эмпирическое исследование развития речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями детей.
Организация исследования речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
В настоящее время формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания детей, что объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Развитие речи в дошкольном возрасте – важное условие для успешного обучения ребенка в школе. Это касается не только детей с нормативным развитием, но и детей, специфические особенности, развития которых квалифицируются как «задержка психического развития» (далее – ЗПР) .В последние годы увеличилось рождение детей с отклонениями в психо