Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Скачать дипломную работу на тему: Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях. В которой определена эффективность содержания логопедической работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.02.2025
Объем файла
138 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе развития дошкольного образования огромная роль придается социально - коммуникативному развитию детей, а именно становлению речевого общения. Нарушения речевого общения детей дошкольного возраста затрудняют их ориентацию в мире сверстников, взрослых и окружающей действительности. Это приводит к недоразвитию коммуникативных умений, что отражается на поведении ребенка, его активности в процессе разных видов деятельности, а также наблюдается отклонение в развитии речевой функции.Высокий уровень общения является залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую важность формирования коммуникативных навыков с раннего детства. В дошкольном коллективе активно развиваются зачатки взаимоотношений ребенка с окружающими, на которых строится дальнейшее развитие личности.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях ……………………………………………………… 7
Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………7
1.2 Особенностиразвития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………………………. 12
1.3 Содержание логопедической работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ………………………. 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях………………………………………………….. 23
2.1 Организация и методы экспериментального исследования……………… 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента. ……………………29
2.3 Разработка, апробация и анализ эффективности логопедических занятий, направленных на развитие коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………… 32
Заключение………………………………………………………………………...42
Список литературы ………………………………………………………………45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Будникова, Т.В. Проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Будникова // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 155-159.
Бондаренко, Т.А. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Бондаренко, Н.А. Бородина // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 334-338.
Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский - М., 1956. - 448 с.
Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6–М., Педагогика / Л.С. Выготский 1984- 122 с.
Гуженкова, Н.В. Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н.В. Гуженкова, А.А. Тимачева // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 104-106.
Гутник, Е.П. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения / Е.П. Гутник // Исследования молодых ученых: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 56-61
Гусагитова, Е.В Формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Материалы X Международной студенческой научной конференции; 2018 октябрь 10-11. Студенческий научный форум. С.17-19.
Украинская, О.Н. Развитие речи дошкольника через ситуации общения / О.Н. Украинская, М.Е. Микова, И.В. Шатерникова // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 665-667.
Дыбина, О.В.Педагогическаядиагностикакомпетентностей дошкольников/ О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-синтез. 2010.- 88-100 с.

Коммуникативные умения - средство осуществления речевого общения.С.Л. Рубинштейном коммуникативные умения и навыки понимаются как отражение способности коммуникации. Он утверждает, что коммуникативная способность обусловлена социальной потребностью; она проявляется, формируется, развивается в практике общения; она отражается в коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и успешности приобретения определённых знаний, умений, навыков [28].Согласно теоретическим концепциям в отечественной психологии, речь является важнейшей психической функцией человека и универсальным средством организации общения, мышления и действия. Многочисленные исследования показали, что такие психические процессы, как внимание, память, восприятие, мышление и воображение, опосредуются речью. Общение присутствует во всех видах детской деятельности, влияет на речевое и психическое развитие детей, формирует их личность в целом.Определяющим факторами развития общения психологи считают взаимодействие между детьми и взрослыми, отношение взрослых к детям как к личностям, а также учёт уровня коммуникативных потребностей, достигнутого детьми на данном этапе развития.Усвоенные дома модели поведения применяются во взаимодействии со сверстниками. В свою очередь, многие качества, приобретённые в детском саду, передаются в семью. Отношения с детьми во многом зависят и от того, как они общаются с воспитателя ми в детском саду. То, как воспитатели общаются с детьми, их ценности отражаются на отношениях детей друг с другом и на психологическом микроклимате группы. Успешное развитие отношений со сверстниками оказывает особое влияние на формирование психологической жизни детей. Таким образом, при нормальном развитии наблюдается единство формирования общения ребенка и развития его личности.