Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении фразеологии в 5-6 классах средней школы
Введение
В русской культуре современный русский язык занимает особое место. Смена нравственных ориентиров в обществе изменила сознание молодого поколения. Сегодня одной из главных проблем современного образования является снижение интереса к изучению родного языка и литературы. Средства массовой информации заменили книги, произведения русской классической литературы читаются в кратком изложении, у ребят нет интереса к слову, к личности писателя, к произведению и предмету «литература» и «русский язык» как учебной дисциплине. Для того, чтобы вернуть интерес к предмету, учителю необходимо использовать новые методы, приемы и технологии в обучении.Одним из важнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость.
Содержание
Введение
Глава 1 Информационно – коммуникационные технологии в современном образовании.
1.1 Использование ИКТ в современной школе.
1.2 Применение ИКТ на уроках русского языка
1.3 Изучение фразеологизмов в современной лингвистике
Глава 2 Использование ИКТ на уроках русского языка при изучении темы «Фразеология»
2.1. Изучение фразеологии в средних классах на базе учебного комплекса упражнений Бабайцевой В.В
2.2.Методические разработки по русскому языку по теме «Фразеология» с использованием программы Power Point.
Заключение
Список литературы
Список литературы
Книги одного автора
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. – Ростов: 1964.
Бабайцева В.В., Теория, 5-11 кл, М., 1995г., 432 с.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбкрг: Изд-во Деловая книга, 1996г.
Вакуров В.Н. Основы стилистики фразеологических единиц. – М., 1983г. – 175 с.
Виноградав В.В. Русский язык. – М., 1986г. – 639 с.
Войтелева Т.М. Теория и методика обучения русского языка, М., 2006г. – 312 с.
Галишникова Е.М. использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - №4. – с.9-10
Горина М.В. Информационные технологии на уроках русского языка// Учитель. – 2007. - №5. – с 11-15.
Дудников Е.В. Лексика и фразеология русского языка / пособие для факультативных занятий в 7-8 классах, 1970г. – 76 с.
Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. Учеб. пособие для пед. инст-тов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
Зубов А.В. информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
Козырев И.С. Современный русский язык фразеологии и лексикографии, Минск, 1979г. – 87 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Народное образование.- №4.- 2002.
Кораблев А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2 – с. 31-33
Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. – М., 2006. – 590 с.
Любжин А. Дистанционное обучение: технологии и перспективы//Современное образование.-№6.-2003.
Методика русского языка / В.А.Кустарева, Л.К.Назарова, Н.С.Рождественский и др. – М., 1982. – 400 с.
Мокиенко В.М. Славянская фразеология. – 2-е изд., испр. и доп. – Высшая школа, 1989.
Технические возможности кабинета русского языка – это наличие интерактивной доски, коллекции дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). [39, с. 77]Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, ученики проявляют неподдельный интерес, а элемент новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения.На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Известно всего три вида компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), но, работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций. Это разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более интересными для обучающихся. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями учеников данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником задачу. Такие виды работ повышают мотивацию к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде.