Комплексный подход в коррекции проблем межличностных отношений младших школьников с нарушением слуха
ВВЕДЕНИЕ
Благоприятное развитие личности и успешность социализации ребенка во многом обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения. Проблема межличностных отношений в группе сверстников всегда привлекала внимание психологов и ученных. Абраменкова В. В. и Божович Л. И. изучали специфику общения и межличностные отношения детей в группе, а особенности межличностных отношений слабослышащих школьников изучались Вийтар Э. А. У детей, которые имеют нарушение слуха, трудности в построении социальных связей в особенности связаны со спецификой развития их личности, которая обуславливается степенью слухового дефекта, уровнем развития речи и относительной изолированностью его от социума, что существенно влияет на круг и качество общения слабослышащих детей. В то время, как в школах с каждым годом возрастает число буллинга и кибербуллинга, – эта тема особенно нуждается в освещении.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Характеристика межличностных отношений детей в младших классах
1.2 Особенности и проблемы межличностных отношений младших школьников с нарушением слуха
1.3 Методы и способы коррекции проблем межличностных отношений младших школьников с нарушением слуха
2 ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Организация исследования
2.2 Проведение констатирующего эксперимента
2.3 Проведение преобразующего эксперимента
2.4 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Познавая самих себя, – мы познаем других людей. И наоборот, познавая других, – мы осознаем себя. В общении и взаимодействии с окружающими человек раскрывается. Именно в младшем школьном возрасте формируются основы нравственности и социальные установки, складываются отношения к себе, людям, обществу. Исследования разных авторов показывают тенденцию, чем ниже самооценка, тем больше школьники склонны к проявлению агрессивного типа межличностных отношений. Развитие представлений о правильном построении общения, овладение навыками взаимодействия с другими людьми, развитие личностных качеств, способствующих построению адекватного взаимодействия с окружающими, позитивно сказывается на самооценке младшего школьника с нарушением слуха, которая, в свою очередь, определяет его отношение к сверстникам и статус в групповом взаимодействии с ними.Для гармоничных взаимоотношений особенно важно осознавать свои эмоций и уметь их контролировать, умение доносить до партнера свои переживания, а также распознавать чувства собеседника. Разнообразие эмоций, которые испытывает ребёнок, во многом формирует его поведение. На этом фоне облегчаются или, наоборот, усложняются учебная деятельность и воспитательный процесс. Эмоциональное состояние не только зависит от успешности их выполнения, но влияет на их результат. Успех в учёбе создаёт особый подъём, вызывает ещё большие старания добиться похвалы, способствует формированию уверенности в своих силах. Ребёнок не испытывает состояния напряжённости, и процесс адаптации проходит безболезненно в том случае, когда уровень развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и моральных качеств достаточно высок, что обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям. Необходимо воспитание культуры поведения и техники бесконфликтного общения, целенаправленное под руководством учителя, психолога, воспитателя накопление положительных эмоций. Важно обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс общения. Младший школьник впервые осознаёт отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу.