Дидактические игры как средство формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте детям необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Поэтому благодаря дидактическим играм, дошкольнику будет легче ориентироваться во времени.Актуальность применения дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста обусловлена тем, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Дидактическая игра, как и любая развивающая каждая игра, представляет собой вид деятельности, который организуется педагогом с целью обучения или развития детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные и психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста
1.2 Факторы, влияющие на формирование временных представлений
1.3 Дидактическая игра – как средство развития временных представлений дошкольника
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение уровня сформированности временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Фетробук «Алиса в стране времен года» – как одно из средств развития временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/10/20/vozrastnye-osobennosti-detey-srednego-doshkolnogo
4. https://pedologiya.ru/servisy/publik/publ.php?id=5243
5. httрs://www.1urоk.ru/саtеgоriеs/19/аrtiсlеs/52836
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.Представления о времени способствует всестороннему развитию детей: развитию памяти, внимания, мышления, речи. Дети испытывают многочисленные трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм. Для детей дошкольного возраста характерно наглядно – действенное мышление. Именно поэтому при восприятии времени дети нуждаются в опоре на наглядность, в преподнесении материала в занимательной форме. Ориентировка во времени совершенствуется на всём протяжении дошкольного детства. При целенаправленной педагогической работе дети успешно осваивают представления о времени. Формирование временных представлений осуществляется во время занятий и в повседневной жизни детей с использованием дидактических игр. Данные пути осуществляются в сочетании друг с другом. Цель дидактических игр помочь детям научиться самостоятельно ориентироваться во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени. Задачи игр – это формирование понятия о частях суток на основе связи различных временных отрезков с характером деятельности людей. Умение различать понятия «вчера, сегодня, завтра» и правильно обозначать их в речи. Развивать умение связывать название каждого дня недели с его порядковым номером. Формировать умение оценивать временные интервалы, выраженные в месяцах и временах года, понимая их периодичность, сменяемость, необратимость. Учить определять время по часам. Начиная со средней группы – формируется умение ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер, характерных признаках частей суток и их последовательности, широко используются игровые приемы и иллюстративный материал.