Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Скачать курсовую работу на тему: "Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка в начальной школе". В которой изучены возрастные особенности словарного запаса младших школьников; проанализированы подходы к обогащению активного и пассивного словарного запаса учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
08.02.2025
Объем файла
90 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сознательная деятельность человека представляет собой осознанное решение определенных задач, что требует активного участия каждого участника образовательного процесса: ученика, учителя, родителей.
Обучение речи также должно выстраиваться на основе принципа активного участия всех участников образовательного процесса, ведь качество обучения ребенка зависит от приобретаемых знаний, от формируемых умений и навыков, и от того, как ребенок овладел связной речью.
Развитие речи и словаря ребенка выступает главным элементов формирования личности, что необходимо для дальнейшего освоения ценностей национальной культуры. Развитие речи связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием.
Развитие речи и словарного запаса можно назвать приоритетным направлением в языковом воспитании ребенка. Сегодня же мы наблюдаем обеднение словарного запаса учащихся, что, в свою очередь, влечёт за собой проблемы в обучении. Поэтому, пополнение словарного запа

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава I. Научно-методические основы обогащения лексического запаса младших школьников на уроках русского языка…………….…………………6
I.1. Особенности словарного запаса детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………6
I.2. Подходы к обогащению активного словарного запаса младших школьников на уроках русского языка…………………………………….9
I.3. Методика пополнения пассивного словарного запаса учащихся начальных классов………………………………………………………….12
I.4. Анализ опыта организации лексической работы на уроках русского языка в начальной школе …….....................................................................14
Выводы по главе I………………………………………………………………..16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа на уроках русского языка в начальной школе ………………………………………………………………...18
II.1. Выявление особенностей лексического запаса учеников экспериментального класса…………………..............................................18
II.2. Рекомендации по организации лексической работы в экспериментальном начальном классе …………………………………...21
Выводы по главе II…………………………………………………………........24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………….......29
Приложения………………………………………………………………….......31

 

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Баранов М. Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. – М., 1985 – 32 с.

3. Бессонова М. С. К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – 2010. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-na-urokah-russkogo-yazyka-v-mladshih-klassah. – (Дата обращения: 30.04.2023).  

4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 266 с.

5. Захарова Е. А. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка. [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka. – (Дата обращения: 09.03.2023).

6. Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.

7. Касьянова Н. С. Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/36879. – (Дата обращения: 30.04.2023).

8. Корнеева Т. А. К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-slovarnogo-zapasa-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka. – (Дата обращения: 30.04.2023).  

9. Лыжова, Л. К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения. – 2016 – 317 с.

10. Львов М. Р. Словарь -справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 1997 – с.45

11. Мамедова Л. В. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – 2021. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka. – (Дата обращения: 01.05.2023).  

12. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике/Авт.-сост.. – М., 2002. – 272 с.

13. Методика преподавания русского языка в школе. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2016 

Очень полезным ресурсом для словарной работы являются словари. [6]
 Так, мы может выделить задания с целью обогащения словаря младших школьников:
1)      узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
2)      подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
3)      подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;
4)      работа над прямым и переносным значением слов;
5)      употребление речевых оборотов;
6)      работа с пословицами и поговорками;
7)      работа со словарями;
8)      выполнение различных видов творческих работ.
Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.
I.3. Методика пополнения пассивного словарного запаса учащихся начальных классов.
Как говорит Буслаев Ф. И., далеко не все группы слов в русском языке одинаково