Диагностика развития произвольной памяти детей средней группы детского сада
ВВЕДЕНИЕ
Память лежит в основе познания окружающего мира, формирования умений и способностей. В продолжительности всей жизни с каждым днём человек узнаёт новую информацию и хранит её при помощи памяти. Способность запоминать для дошкольника считается важным познавательным инструментом. Без памяти не представляется возможным нормальное становление и функционирование личности ребёнка.
Проблема изучения развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста актуальна, так как здоровое функционирование личности и ее становление и развитие невозможно без памяти. Память является основой возможностей человека и является условием для обучения, получения знаний, образования, навыков и умений.
Память как психический процесс задействована во всех видах деятельности человека – учеба, спорт, игра, творчество, трудовая деятельность. Без памяти не представляется возможным функционирование таких высших психических функций как воображение, внимание, не могут развиваться фантазия и творческ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы развитие памяти у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………6
1.1 Понятие, процессы и виды памяти …………………………………. 6
1.2 Особенности развития произвольной памяти у дошкольников ..…12
1.3 Методы и методики изучения произвольной памяти у детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………19
2 Эмпирическое изучение произвольной памяти детей дошкольного возраста………………………………………………….………………………..24
2.1 Организация исследования и описание методик……………………24
2.2 Описание результатов исследования………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский, Л.С. Память и её развитие в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский.–М.,1979.– 161 с.
2. Захарюта, Н.В. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях». (2 часть) [Текст]/ Н.В.Захарюта.– Армавир,2004.–208 с.
3. Житникова, Л. Учите детей запоминать [Текст]/ Л.М.Житникова .–Просвещение, 1978.–345 – с.
4. Ильина, М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей., [Текст]/ М. Н.Истомина.–«Дельта», 1997.–112 с.
5. Истомина, З.М.. Развитие памяти [Текст]/ З.М.Истомина. М., 1978. –398 с.
6. Кулагина, И.Ю.. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет [Текст]/И.Ю.Кулагина.– М., 1997.–107 с.
7. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания [Текст]/А.Н.Леоньтев.– М., 1979.–166 с.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С.Мухина. –М., 1999.–212 с.
9. Немов, Р.С. Психология [Текст]/Р.С.Немов.– М.»Просвещение», 1995.–309 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/С.Л.Рубинштейн.– М., 1989.–302 с.
11. Циркина, С.Ю Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст]/ С.Ю.Циркина
Современные методы исследования человеческой памяти анализируют и изучают человеческую память на каждом из основных процессов - на стадии усвоения, сохранения и воспроизведения информации. Для изучения различных типов памяти и ее различных процессов используются различные методы. Итак, для изучения непроизвольного запоминания и условий его продуктивности может быть использована методика, предложенная И.П. Зинченко. Она направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Метод "Классификация образов объектов" поможет выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания [8, с.247].
Многие отечественные и зарубежные психологи посвятили свои трудны изучению процессам памяти: Л. С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, А. А. Смирнов, П. Жане, Г. Мюллер и др. Изучая память, они разработали и описали ряд законов и теорий памяти. Работы этих и других ученых по-прежнему актуальны, и результаты их исследований могут стать основой для новых психологических исследований проблем памяти.
В современных психологических исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из когнитивных процессов, заключающийся в фиксации, сохранении и последующем воспроизведении опыта человека.
Таким образом, память – это высшая психическая функция человека, позволяющая получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Память позволяет человеку пользоватьс