Формирование умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку

Скачать дипломную работу на тему: Формирование умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку. В которой определены теоретические основы формирования умений учебного сотрудничества младших школьников при обучении их родному языку.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.02.2025
Объем файла
195 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность темы исследования. В данной работе рассматривается проблема формирования умений младших школьников учебному сотрудничеству в процессе изучения родного языка. Для описания работы, которая базируется на взаимодействии участников образовательного процесса, в литературе по психологии и педагогике используются различные термины, включая «учебное сотрудничество», «совместная учебная деятельность», «групповая работа», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», и другие. В отечественной педагогической науке в настоящее время наиболее предпочитаемым термином является «учебное сотрудничество». Он является более емким и ориентированным на деятельность, и при этом общим по отношению к другим терминам. Этот термин охватывает многостороннее взаимодействие как внутри учебной группы, так и между учителем и группой. В научной литературе нет единого определения учебного сотрудничества.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников
1.Учебное сотрудничество: значимость, характеристика, содержание, формы, этапы становления, критерии сформированности
2. Педагогика сотрудничества и специфика ее применения при организации учебного процесса младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Организация работы и экспериментальное исследование по формированию умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку
1. Анализ научно-методических подходов и УМК по родному языку по формированию умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении родному языку
2. Экспериментальное исследование уровней сформированности умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку
3. Описание экспериментальной методики формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение

Список литературы

Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. Москва, 1980. – 390с. – Текст: электронный. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001000622 (дата обращения: 19.02.2022).
Александрова, О. М. и др. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании родных языков // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019: Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. – Под редакцией С.В. Ивановой. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. – С. 1069–1081. – Текст: электронный // – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39692993 (дата обращения: 19.02.2022).
Алёхина, И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. – Текст: электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-rabota-kak-forma-organizatsii-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.02.2022).
Анисимова, Е. А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников во внеурочное время. – 2017 – С. 1. – Текст: электронный // – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23792587 (дата обращения: 21.02.2022).
Антохина, В. А. Экспериментально-методические аспекты профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей к формированию умений учебного сотрудничества у младших школьников // Вопросы педагогики Учредители: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». – 2021. – С. 37–42. – Текст: электронный // – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47306444 (дата обращения: 04.02.2022).
Антохина, В. А. Теоретико-методические основы формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их русскому языку // Вопросы педагогики. – Калуга, 2021. – №. 4–1. – С. 29–34. – Текст: непосредственный. – ISSN: 2518–1793.

Основная организационная форма обучения в современной школе – урок. Однако такой метод обучения имеет серьезные недостатки, такие как трудности в реализации индивидуализации и тенденцию к уравниванию учащихся. В контексте сказанного «...чрезвычайно важным является вопрос о путях организации учебного сотрудничества младших школьников» [10, с. 32]. Согласно публикациям в журналах, решение проблемы формирования учебных компетенций у младших школьников может быть найдено путем оптимального сочетания и отбора средств, методов и приемов обучения. Важно, чтобы они не просто использовались последовательно, а были взаимно обусловлены и составляли неразрывное единство. Кандидат педагогических наук Запятая Ольга Валентиновна подчеркивает, что педагог должен максимально использовать методические средства, которые стимулируют учебное взаимодействие младших школьников [16]. Рассмотрим их:1)  алгоритм работы в паре (инструкция по взаимодействию);2)  опросники для изучения текстов (учитель заранее заготавливает карточки, на которых представлены короткие фрагменты из произведений художественной литературы либо иных источников);3)  карточки-задания (эти задания не связаны с художественными текстами);4) памятки (призваны обозначить роль каждого ребенка в учебном взаимодействии). При наблюдении учитель обращает внимание на то, как младшие школьники взаимодействуют между собой, и решает помочь тем, кто еще не может наладить диалог. Наблюдения «...позволяют определить, над какими умениями необходимо работать, какие образовательные ситуации для этого организовать в учебном процессе» [16, с. 13]. Учитель будет предоставлять «точечную» помощь, которая будет зависеть от достигнутого уровня учебного сотрудничества каждого ученика. Для каждого фрагмента материала будут определены индивидуальные формы и способы его освоения. Ольга Валентиновна отмечает, что у младших школьников навык учебного сотрудничества ещё не сформирован достаточно хорошо, и поэтому помощь учителя в организации учебного взаимодействия играет важную роль. Для этого она рекомендует практиковать метод обучающих ситуаций: «Каждый ученик занимает различные позиции: учит, учится у других обучающихся, организует работу временных коопераций» [16, с. 13]. Методист Надежда Васильевна Багичева считает, что к числу эффективных средств обучения следует отнести «речевые произведения, которые создаются младшими школьниками» [44, с. 243]. Для того чтобы дети научились эффективно сотрудничать, автор рекомендует использовать метод лингвистического эксперимента, связанного с деформацией текста. В процессе парного взаимодействия дети должны получить конкретный продукт, который напрямую зависит от умения организовывать и поддерживать учебное сотрудничество. Это может быть сказка или стихотворение на изучаемую тему. Лучше всего проводить такую работу с учениками третьих – четвертых классов, которые уже имеют элементарные знания о происхождении слов и умеют использовать другие источники для ответа на свой вопрос.