Формирование умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку
Введение
Актуальность темы исследования. В данной работе рассматривается проблема формирования умений младших школьников учебному сотрудничеству в процессе изучения родного языка. Для описания работы, которая базируется на взаимодействии участников образовательного процесса, в литературе по психологии и педагогике используются различные термины, включая «учебное сотрудничество», «совместная учебная деятельность», «групповая работа», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», и другие. В отечественной педагогической науке в настоящее время наиболее предпочитаемым термином является «учебное сотрудничество». Он является более емким и ориентированным на деятельность, и при этом общим по отношению к другим терминам. Этот термин охватывает многостороннее взаимодействие как внутри учебной группы, так и между учителем и группой. В научной литературе нет единого определения учебного сотрудничества.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников
1.Учебное сотрудничество: значимость, характеристика, содержание, формы, этапы становления, критерии сформированности
2. Педагогика сотрудничества и специфика ее применения при организации учебного процесса младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Организация работы и экспериментальное исследование по формированию умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку
1. Анализ научно-методических подходов и УМК по родному языку по формированию умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении родному языку
2. Экспериментальное исследование уровней сформированности умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку
3. Описание экспериментальной методики формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их родному языку
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Список литературы
Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. Москва, 1980. – 390с. – Текст: электронный. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001000622 (дата обращения: 19.02.2022).
Александрова, О. М. и др. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании родных языков // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019: Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. – Под редакцией С.В. Ивановой. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. – С. 1069–1081. – Текст: электронный // – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39692993 (дата обращения: 19.02.2022).
Алёхина, И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. – Текст: электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-rabota-kak-forma-organizatsii-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.02.2022).
Анисимова, Е. А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников во внеурочное время. – 2017 – С. 1. – Текст: электронный // – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23792587 (дата обращения: 21.02.2022).
Антохина, В. А. Экспериментально-методические аспекты профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей к формированию умений учебного сотрудничества у младших школьников // Вопросы педагогики Учредители: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». – 2021. – С. 37–42. – Текст: электронный // – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47306444 (дата обращения: 04.02.2022).
Антохина, В. А. Теоретико-методические основы формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников при обучении их русскому языку // Вопросы педагогики. – Калуга, 2021. – №. 4–1. – С. 29–34. – Текст: непосредственный. – ISSN: 2518–1793.
Основная организационная форма обучения в современной школе – урок. Однако такой метод обучения имеет серьезные недостатки, такие как трудности в реализации индивидуализации и тенденцию к уравниванию учащихся. В контексте сказанного «...чрезвычайно важным является вопрос о путях организации учебного сотрудничества младших школьников» [10, с. 32]. Согласно публикациям в журналах, решение проблемы формирования учебных компетенций у младших школьников может быть найдено путем оптимального сочетания и отбора средств, методов и приемов обучения. Важно, чтобы они не просто использовались последовательно, а были взаимно обусловлены и составляли неразрывное единство. Кандидат педагогических наук Запятая Ольга Валентиновна подчеркивает, что педагог должен максимально использовать методические средства, которые стимулируют учебное взаимодействие младших школьников [16]. Рассмотрим их:1) алгоритм работы в паре (инструкция по взаимодействию);2) опросники для изучения текстов (учитель заранее заготавливает карточки, на которых представлены короткие фрагменты из произведений художественной литературы либо иных источников);3) карточки-задания (эти задания не связаны с художественными текстами);4) памятки (призваны обозначить роль каждого ребенка в учебном взаимодействии). При наблюдении учитель обращает внимание на то, как младшие школьники взаимодействуют между собой, и решает помочь тем, кто еще не может наладить диалог. Наблюдения «...позволяют определить, над какими умениями необходимо работать, какие образовательные ситуации для этого организовать в учебном процессе» [16, с. 13]. Учитель будет предоставлять «точечную» помощь, которая будет зависеть от достигнутого уровня учебного сотрудничества каждого ученика. Для каждого фрагмента материала будут определены индивидуальные формы и способы его освоения. Ольга Валентиновна отмечает, что у младших школьников навык учебного сотрудничества ещё не сформирован достаточно хорошо, и поэтому помощь учителя в организации учебного взаимодействия играет важную роль. Для этого она рекомендует практиковать метод обучающих ситуаций: «Каждый ученик занимает различные позиции: учит, учится у других обучающихся, организует работу временных коопераций» [16, с. 13]. Методист Надежда Васильевна Багичева считает, что к числу эффективных средств обучения следует отнести «речевые произведения, которые создаются младшими школьниками» [44, с. 243]. Для того чтобы дети научились эффективно сотрудничать, автор рекомендует использовать метод лингвистического эксперимента, связанного с деформацией текста. В процессе парного взаимодействия дети должны получить конкретный продукт, который напрямую зависит от умения организовывать и поддерживать учебное сотрудничество. Это может быть сказка или стихотворение на изучаемую тему. Лучше всего проводить такую работу с учениками третьих – четвертых классов, которые уже имеют элементарные знания о происхождении слов и умеют использовать другие источники для ответа на свой вопрос.