Социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования

Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных представить комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.08.2022
Объем файла
275 Кб
Количество страниц
80
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования. Социально-экономические и политические изменения в стране обусловили необходимость решения целого ряда сложных проблем, касающихся детей и подростков, в системе социального воспитания.
Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. В связи с новым правовым статусом роль этих учреждений как элемента социума возрастает, поскольку они призваны выполнять государственный заказ по социализации детей и подростков, их поддержке, реабилитации и адаптации к жизни в обществе, обеспечивать социальную защиту личности, ее социальное формирование и развитие.
Главной целью дополнительного образования является создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития личности детей и подростков, приобщения их к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество [19].
Дополнительное образование - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности обучающегося возможность добровольного выбора той или иной формы организации досуга, интересующего его вида деятельности, руководителя объединения и детского сообщества, в котором он чувствует себя наиболее комфортно.

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования .. 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика «трудных» подростков 7

1.2. Социально-педагогическая деятельность: понятие, цели, задачи, принципы, функции 15

1.3. Направления социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования 24

Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с трудными подростками на примере Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» Туринского городского округа 33

2.1. Анализ работы учреждения дополнительного образования по социально-педагогической деятельности с трудными подростками 33

2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с трудными подростками в учреждении дополнительного образования 46

Заключение 55

Список использованной литературы 59

Приложения 64

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология ней детей и подростков. СПб.: Питер, 2008. 379 с.

2. Алан Д., Зеленской В.В. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. СПб.: Питер, 2007. 256 с.

3. Андреев В И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 436 с.

4. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. СПб.: Питер, 2011. 384 с.

5. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию. М.: Издательский центр «Сова», 2016. 211 с.

6. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инженерно - педагогического института, 2009. 286 с.

7. Белечева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М.: Смысл, 2014. 236 с.

8. Беляев В.И. История социальной педагогики (становление и развитие социальной педагогики). М.: Издательство: Гардарики, 2015. 295 с.

9. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: «Академия», 2014. 160 с.

10. Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа. М.: Сфера, 2001. 89 с.

11. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка. М.: Речь, 1984. 210 с.

12. Галагузов А.Н.. Социально - педагогические задачи. М.: «Академия», 2015. 240 с.

13. Галагузов М.А. Социальная педагогика. М.: Смысл, 2010. 164 с.

14. Гофман Л. Работа с детьми группы риска в школьном пространстве // Социальная педагогика. 2008. № 4. С. 31-34.

15. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2013. 408 с.

16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

17. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 2013. 64 с.

18. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 2017. 277 с.

19. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. М.: «Академия», 2014. 200 с.

20. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: «Академия», 2016. 452 с.

21. Золотарева А.В. Организационно - педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1999. 22 с.

22. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно - воспитательной работы. М.: Смысл, 2011. 86 с

23. Капская А.И. Социальная педагогика. М.: Центр учебной литературы, 2013. 256 с

24. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт реформирования. М.: Педагогика, 1992. 183 с.

25. Клее М. Психология подростка. М.: Академия, 2009. 278 с.

26. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 380 с.

27. Коваль Л.Г., Зверева И.Д. Социальная педагогика. М.: АСТ, 2014. 399 с.

28. Крысько В.Г. Психология и педагогика. М.: Омега -Л, 2014. 336 с.

29. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. Ростов-н/Д: «МарТ», 2012. 320 с.

30. Куракин А.Т. Среда как объект системного исследования // В сб.: Воспитательный коллектив и среда жизнедеятельности подростка. М.: МБИ, 1990. 111 с.

31. Либерман А. Создание развивающего пространства для подростка // Воспитательная работа в школе. 2015. № 4. С. 75-77.

32. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2006. 269 с.

33. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. М.: Когито- Центр, 2008. 181 с.

34. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер, 2009. 128 с.

35. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 2001. 126 с.

36. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник / Ф.А. Мустаева. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 528 с.

37. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: Учебное пособие. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 188 с.

38. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. 1991. №11. С. 15-21.

39. Обозов Н.Н. Социально - психологического консультирования. СПб.: ЛНПП «Облик», 2012. 23 с.

40. Поддубная Т.Н. К проблеме формирования социальной компетентности подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2015. №2. С. 70-76.

41. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. 644 с.

42. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-

делинквентов // Вопросы психологии. 2011. №4. С. 139-142.

43. Реан А.А. Характерологические особенности подростков

деликвентов // Вопросы психологии. 2011. №4. С. 42-45.

44. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: «Питер», 2009. 416 с.

45. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2007. 432 с.

46. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. СПб: Питер, 2015. 400 с.

47. Сакату Х. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения: автореф. дис канд. психол. наук. М.,

2010. 23 с.

48. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: «Академия», 2012. 336 с.

49. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М.: УРАО ИТИП, 2010. 168 с.

50. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 2008. 96 с.

51. Семенюк Л.М., Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 2014. 256 с.

52. Сластенина В.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. ВУЗов. М.: Академия, 2016. 208 с.

53. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. М.: Академия, 2001. 336 с.

54. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. М.: Академия, 1997. 320 с.

55. Тагирова Г.С. Психолого - педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2003. 344 с.

56. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. 288 с.

57. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 2016. 406 с.

58. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В.А. Татенко. М.: Родительская Школа, 2001. 156 с.

59. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 2015. 368 с.

60. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 2013. №1. С. 33-42.

61. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности учреждения дополнительного образования в сфере свободного времени: дисс. д-ра пед. наук. М., 2000. 93 с.

62. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: Академия, 2005. 320 с.

63. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. М.: Академия, 2002. 272 с.

64. Шапиро А.З., Самодурова И.А., Хорн Д.В. Развитие подростков в контексте быстрых социальных перемен // Вопросы психологии. 2003. №3. С. 146-150.

65. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 2001. 512 с.

66. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. М.: Высшая школа, 2011-117 с.

67. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002. №3. С. 58-62.

Анализ результатов диагностики по 4-м представленным выше методикам, позволяет сделать вывод о том, что трудные подростки при поступлении в Центр «Спектр» характеризуются низким интересом к социальной жизни, отсутствием увлечений, навыков владения современными технологиями. Они менее организованны и неуверенные в себе, они стараются уйти от проблем или склонны к подчинению, а значит им сложно сделать самостоятельный выбор. Как правило, такие подростки не умеют прогнозировать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение, поэтому большинство из них совершает различного вида правонарушения или провоцируют разного рода конфликты.
Трудные подростки проявляют ярко выраженные симптомы социальной дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а уровень овладения основными видами деятельности (учебной, трудовой, игровой, продуктивной) у них ниже возрастной нормы. В итоге подростки оказываются вытесненными из социального окружения, так как, общество стремится к сегрегации тех, кто представляет отклонение от социальной нормы. Это указывает на необходимость поиска путей решения поставленной проблемы. Стоит отметить, что не все подростки сразу согласились принимать участие в исследовании, но после индивидуальных бесед согласились, но только на индивидуальную диагностику, поэтому диагностика проводилась в групповой и индивидуальной формах. Также стоит отметить, что 5 подростков не серьезно отнеслись к исследованию и сдали наполовину пустые бланки, данные этих участников исследования не учитывались при обработке результатов.