Взаимосвязь индивидуальных особенностей памяти и эффективность учебной деятельности студентов
Введение
Актуальность исследования. Образование является важнейшим условием развития личности, построения успешной карьеры и достижения высокого положения в обществе. Поэтому от качества получаемого образования зависит будущее каждого человека.На эффективность учебной деятельности оказывают влияния большое количество внешних и внутренних факторов: особенности личности преподавателя, методика преподавания, использование в образовательном процессе современных информационных технологий, а также индивидуально-психологические особенности личности учащихся, к примеру - мотивация. Взаимодействие этих факторов приводит к тому или иному образовательному результату. В данной работе постараемся ответить на вопрос о том, в какой мере индивидуально-психологические особенности памяти студентов и их учет в учебном процессе влияет на эффективность учебной деятельности.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния индивидуальных особенностей памяти обучающихся на эффективность учебной деятельности.
1Общие понятия о памяти в психологической литературе, ее видах и формах.
2Особенности памяти в молодом возрасте в процессе учебной деятельности
3Мотивация и ее виды
4Академическая мотивация
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния индивидуальных особенностей памяти и эффективности учебной деятельности студентов
1 Организация и методы экспериментального исследования
2 Описание и анализ результатов экспериментального исследования
3Корреляционный анализ диагностик методик
4Методические рекомендации для преподавателей с учетом индивидуальных особенностей студентов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
Абрамова, Г.С. Общая психология / Г.С. Абрамова. - Москва: Высшая школа, 2023. – 496 c.
Аганян, Э. А., Казаринова, М. А., Алферова, С. В. (2020). Формирование мотивации к учебной деятельности студентов в условиях гуманитарного образования. Вестник КемГУ, 6(4), 126-130.
Андреев, А. Г. (2009). Память: опыт экспериментальной психологии. СПб.: Питер.
Андреев, А. Г. (2018). Память человека: теория и практика. Издательский Дом «Санкт-Петербургский университет».
Асанов, М. А. (2019). Психологический анализ механизмов формирования продуктивной памяти в физическом воспитании студентов. Педагогика и психология профессионального образования, (5), 22-30.
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. 526 с.
Белоконь, Д. В. (2020). Психолого-педагогические условия стимулирования мотивации учебной деятельности студентов в вузе. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 10(5), 42-51.
Бородулина, В. В. Академическая мотивация студентов и ее связь с результативностью обучения. Новые исследования в психологии, 2020. – С. 74-79.
Братчикова, Е. А. (2019). Когнитивная психология памяти: виды памяти и особенности их функционирования. Теоретическая и прикладная психология, (2), 65-71.
Буташева, Е. А., Колесникова, И. Е., Павшук, Е. В. (2020). Оценка уровня и способов развития памяти студентов-первокурсников. Инновации в науке, образовании и технологиях, 4, 124-127.
Викторова, О. В., Казанских, И. В. (2020). Виды мотивации при профессиональной ориентации студентов. Беловежский экономический вестник, 5(2), 159-164.
Выгоренко, Н.В. Память, её значение в жизни человека / Н. В. Выгоренко // Начальное образование. – 2003. - №1
Гаврилова, Е. В. Взаимосвязь эмоциональных состояний и формирования долговременной памяти. Бюллетень сибирской медицины, 2020. – С. 66-74.
Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. / С.Ю. Головин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2008.
Мотивация к достижению успеха представляет собой настойчивое желание добиться больших результатов в своей деятельности.Изучение мотивации достижения успеха и ее закономерностей является важным направлением в психологии, так как достаточный уровень мотивации необходим для успешного выполнения задач. Однако, высокий уровень мотивации может привести к негативным эмоциональным состояниям, таким как стресс, волнение, напряжение, что может иметь отрицательный эффект. Поэтому высокий уровень мотивации не всегда является лучшим выбором.Мотивационная сфера представляет собой иерархическую систему, которая развивается на протяжении всей жизни человека. Одним из видов мотивации является мотивация к достижению успеха, которую впервые выделил Г. Мюррей. Эта мотивация означает стремление к высоким результатам в деятельности. Проблема мотивации достижения по-прежнему изучается учеными, и, согласно исследованиям американского ученого Д. Макклелланда, потребность в достижении является бессознательным побуждением к достижению отличных результатов.По мнению немецкого психолога Х. Хекхаузена, мотивация достижения представляет собой стремление улучшить или поддержать высокую способность человека ко всем видам деятельности. Он считает, что такая мотивация предполагает два варианта – достижение успеха или потерпение неудачи. Мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможность для улучшения или совершенствования, и задачи решаются со средней сложностью. Данная мотивация всегда ориентирована на определенный конечный результат, а цели могут пересматриваться в процессе.