Особенности формирования видов памяти у детей младшего дошкольного возрата с ОВЗ

Скачать дипломную работу на тему: Особенности формирования видов памяти у детей младшего дошкольного возрата с ОВЗ. В которой определено развитие образной памяти в период дошкольного возраста у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.02.2025
Объем файла
179 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Детские годы - наверное, самый важный период жизни человека, когда формируется личность, характер, отношение к себе и к другим. Многие проблемы взрослого человек - трудности во взаимодействии с другими людьми, уверенность (или неуверенность) в себе, интересы и способности (или их отсутствие) ведут своё происхождение из детства. Чтобы понять причины тех или иных поступков и проблем взрослого человека, психологи, как правило, пытаются заглянуть в его детство.В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечено и признано своеобразие психики ребёнка. Только в конце прошлого века детство превратилось в социальную идею, когда сразу несколько гениальных психологов (Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский) открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия в восприятии мира ребёнка и взрослого [27].

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………
1.1 Понятие «память» в психолого-педагогической литературе…………………
1.2 Психологические особенности детей с ОВЗ………………………………
1.3 Особенности формирования образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха………………………………………
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ…………………………………………………………….
2.1 Методы исследования…………………………………………………………….
2.2 Анализ и обработка результатов……………………………………………….
2.3 Формирование образной памяти у обучающихся старшего дошкольного возраста с нарушением слуха………………………………………………………
2.4 Формирующий эксперимент……………………………………………………
2.5 Контрольный эксперимент…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова, Е.Р. Общая психология: учебное пособие / Е.Р. Артамонова. - Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2018. - 80 c. - ISBN 978-5-9984-0893-9. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/120450.html.
2. Афонькина, Ю.А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры [Текст] / Ю. А. Афонькина. - Москва: Просвещение, 1996. – 180 с.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст] / Т. Г. Богданова. – Москва: Академия, 2002. – 360 с.
4. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. – 300 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
6. Выготский, Л.С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1982. – С21-27.
7. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский; Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва: ЧеР, 1998. – 816 с.
8. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 157 с.
9. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др.] – Москва: Педагогика, 2004. – С.98-99.
10. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
11. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]: пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.

В период дошкольного детства образная память детей с нарушениями слуха формируется позже, чем у слышащих сверстников. Впоследствии точность распознавания и воспроизведения предметов возрастает. Процесс узнавания предметов у детей с нарушениями слуха имеет свои особенности, первым делом они замечают второстепенные элементы в ущерб значимым. Специфика восприятия предмета влияет на формирование образа и впоследствии на запоминание и воспроизведение [3].По мнению Т.В. Розановой, у детей с нарушением слуха наблюдаются трудности в формировании непроизвольного запоминания. В младшем дошкольном возрасте ошибочно запоминают, где расположены предметы, в старшем дошкольном возрасте путают местоположения предметов, похожих на изображение или реальное предназначение, так как имеют неточные, чем нормально слышащие сверстники, образы памяти.Картинки предметов дети с нарушениями слуха запоминают искаженно. В течении всего младшего школьного возраста они запаздывают в развитии образной памяти в сравнении с нормально слышащими сверстниками – не разделяют образы похожих предметов, имеют трудности при переходе подходящим им образам предметов. Со временем дети с нарушением слуха сравниваются с нормально слышащими сверстниками в успешности запоминания наглядного материала [20].По характеру произвольного запоминания детьми с нарушениями слуха наглядного материала можно сделать вывод, что в их памяти системная организация образов предметов проявляется в меньшей мере. Дети с нарушениями слуха редко используют методы опосредствованного запоминания, что неблагоприятно влияет на удержание образов в памяти [2].У детей с нарушениями слуха так же, как слышащих запоминание опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых предметов, по сопоставлению заново воспринятого с сохраненным ранее. Наряду с этим характерные особенности зрительного восприятия детей с нарушениями слуха сказываются на эффективности их образной памяти, в предметах окружающего мира они зачастую выделяют второстепенные признаки [7].