Изучение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В эпоху высоких технологий и коммуникационных процессов в образовании детей дошкольного возраста происходят огромные изменения, что сказывается на подготовке дошкольников к школе. Трудность подготовки детей к школе имеет социокультурное значение: от ее решения зависит эффективность обучения, как в семье, так и в общеобразовательном учреждении. Актуальность исследования психологического развития ребенка для посещения школы обусловлена различиями в предпоследние годы между школьными требованиями и образовательным уровнем старших дошкольников с отставанием в интеллектуальном развитии.Проблема исследования: дети с отклонениями в развитии оказываются не готовыми посещать школу. Родители не придают большого значения социально–психологической готовности ребенка к школе и заинтересованы лишь в определенных навыках счета, письма и чтения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ6
1.1 Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению6
1.2 Общая психолого–педагогическая характеристика детей, поступающих в школу11
1.3 Психологическая готовность к обучению в школе у детей с нормальным психическим развитием13
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ19
2.1 ЗПР: понятие, причины, типология19
2.2 Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению24
2.3 Диагностика познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР35
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ46
3.1 Организация экспериментального исследования46
3.2 Характеристика экспериментальных методик47
3.3 Анализ результатов исследования48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Айзман, Р. И. Подготовка ребенка к школе / Р.И. Айзман. – Т.: Пеленг, 2009. – 206с.
Бабкина. Н.В. Оценка психологической готовности детей. пособие для психологов и специалистов коррекционно–развивающего обучения. [Текст]/ Н.В Бабкина. – М.: Айрис –пресс (Дошкольное воспитание и развитие), 2005.
Бенилова, С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 1. – С.68–72.
Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 680с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2008. – 458 с.
Глозман Ж.М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе/А.Е. Cоболева. – 2014. – 550 c.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психологическое образование. – 2007. – № 7 – С.103–109.
Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психологическое образование. – 2007. – № 7 – С.103–109.
Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психологическое образование. – 2007. – № 7 – С.103–109.12. Заславская, Е. Мы уже большие: Учимся писать / Е. Заславская // Мой ребенок. – 2013. – № 8. – 150 с.
Ерохина, Е.Л. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Е.Л. Ерохина. – М.: Олимп, 2011. – 160 с.
Журавлева, С. Исследование социально–коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 118–122.
Изучение речевого мышления у детей является важной темой в области развития детской психологии и лингвистики. Речевое мышление представляет собой сложный процесс, включающий в себя понимание, произношение, распознавание и использование языка.Существует несколько подходов к изучению речевого мышления у детей, включая наблюдения за ребенком в естественной среде, экспериментальные исследования и нейрофизиологические методы.Естественные наблюдения за ребенком позволяют изучить, как он взаимодействует с окружающим миром и как он использует язык в различных ситуациях. Это может быть полезно для понимания, как дети начинают понимать язык и как они связывают знания между собой.Экспериментальные исследования могут включать в себя тесты на понимание языка, тесты на произношение и тесты на распознавание языка. Эти тесты могут дать более точную информацию о том, как дети используют язык и как они начинают распознавать различия между звуками, словами и фразами.Нейрофизиологические методы, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ) и магнитно-резонансная томография (МРТ), могут измерять активность мозга во время языковых задач. Эти методы могут дать более детальную информацию о том, как мозг детей обрабатывает языковую информацию.Изучение речевого мышления у детей может помочь в понимании, как дети развиваются и как их языковые навыки изменяются со временем. Это может быть полезно для создания лучших методов обучения языку и для помощи детям, у которых есть проблемы с речью.