Развитие образования в ведущихстранах Европы во второй половине XVII – первой половине XIX вв
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Период Нового времени характеризуется значительными переменами в общественно-политической, социально-экономической жизни Европы, что стало следствием развития капиталистических отношений. С утверждением капиталистического способа производства не только буржуазия, но общество в целом, стремилось к преобразованиям в различных сферах жизни. Развитие науки и образования были важным условием роста производительных сил, что также являлось одним из главных показателей развития общества в этот период.Вторая половина XVII – первая половина XIX вв. является временем колоссальных перемен в историческом развитии Европы, что в первую очередь было связано с формированием новых взглядов и новых концепций по различным вопросам общественного развития. В рамках этого периода происходило становление новой системы образования, которая легла в основу европейской образовательной системы нового и новейшего времени.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Становление и развитие светского образования в Европе во второй половине XVII столетия........................................................................................10
Состояние школьного образования в ведущих странах Европы…........10
Университетское образование: особенности и общие черты
развития..................................................................................................................21
ГЛАВА 2. Эволюция западноевропейской системы образования в XVIII столетии .........................................................................................................31
2.1. Просвещение в Европе: успехи в развитии науки и научной мысли в Европе............................................................................................................ 31
2.2. Учреждения высшего образования в Европе...............................................40
ГЛАВА 3. Характерные черты системы среднего и высшего образования в Европе в XIX столетии..........................................................................................52
3.1. Тенденции в развитии школьного образования.........................................52
3.2. Типы высших учебных заведений. Крупные центры образования в Европе в XIX столетии..........................................................................................61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................71
СПИСОК
Источники:
Коменский Я. А. Великая дидактика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Komensky (дата обращения 03.02.2023).
Локк Дж. Мысли о воспитании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Locke (дата обращения 02.02.2023).
Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/zhan-zhak-russo/emil-ili-o-vospitanii-18397944/chitat-onlayn/e (дата обращения 02.03.2023).
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://econ.wikireading.ru/h5VHZ3OMxc (дата обращения 06.03.2023).
Литература:
Абдуллаева Ш. А. История педагогики. – Ташкент: National University of Uzbekistan, 2017. – 258 с.
Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. – М.: Знак, 2009. – 640 с.
Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, – 2012. – 434 с.
Валянский С. И. Другая история науки: от Аристотеля до Ньютона. – М.: Вече, 2002. – 573 с.
Винокурова М. В. Англия в XVII веке // Всемирная история. Том 3: Мир в раннее Новое время / отв. ред. А. О. Чубарьян. – М.: Наука, 2013. – С. 534-553.
Всемирная история. В 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время / отв. ред. А. О. Чубарьян. – М.: Наука, 2013. – 887 с.
Всемирная история. В 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке / отв. ред. А. О. Чубарьян. – М.: Наука, 2013. – 811 с.
Всемирная история. В 6 томах. Том 5: Мир в XIX веке / отв. ред. А. О. Чубарьян. – М.: Наука, 2014. – 963 с.
Всемирная история. Энциклопедия в 10 т. Т. 5: середина XVII – XVIII вв. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. – 654 с.
Джуринский А. Н. История педагогики: учебное пособие для студ. педвузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
Взгляды французских просветителей на процесс демократизации школы были различными. Он писал: «Лучше, чтобы народом руководили, чем давали ему образование... давать образование надо не рабочим, а добрым буржуа… Я нахожу правильным, чтобы небольшое число детей обучалось читать, писать, считать, а большинство их, особенно дети рабочих, должны уметь обрабатывать землю» . В Германии, где собственная буржуазия находилась еще в стадии зарождения, оно нашло отражение, прежде всего, в распространении идей, признающих разум решающим критерием оценки человеческих деяний. В философии, пришедшей на смену теологии, отразилась оптимистическая вера в добро человека и постоянный прогресс в достижении счастья на земле для людей, жаждущих выйти из состояния «несовершеннолетия», как называл прошлое человечества И. Кант .Первые шаги на пути распространения идей Просвещения в Германии были сделаны в университете Галле и связаны с именами К. Томазиуса и К. Вольфа. С позиций естественного права они трактовали «легитимность абсолютной власти» стали пропагандировать идеи религиозной терпимости, философски обосновали многие важные научные выводы в области права. К. Томазиус первым начал читать лекции на немецком языке вместо латыни и издавать немецкоязычный научно-популярный журнал «Откровенные, разумные ежемесячные беседы» .На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания.