Особенности девиантного поведения подростков, причины и факторы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается, в том, что девиантное поведения подростов играет немаловажную роль в становлении личности ребенка и общества в целом.Слово “Девиация” (от латинского deviatio) - это отклонение от существующих или принятых норм, обычно относящихся к социальному и сексуальному поведению. Под ним также понимается аберрантное поведение, проявляющееся как своеобразная черта характера, не соответствующая устоявшимся социальным нормам и ценностям, а также характеризующаяся стойкой деструктивностью и нарушением. Перспективы психологии и психического здоровья описывают девиантное поведение как форму психопатологии и определяют ее как отклонение от социально- психологических и моральных норм. Девиации подростков и детей – растущая проблема в глобальном обществе.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ................................................................................ 5
Причины и факторы риска возникновения девиантного поведения подростков 5
Основные проявления девиантного подростков................................. 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ............................................................... 20
Методы и методики исследования........................................................ 20
Обсуждения и интерпретация результатов исследования склонности к отклоняющемуся поведению подростков и личностного опросника Кеттелла.... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. СПб.: Питер, 2010. 352 с.
Интернет–Ресурс: Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция - (glpni.ru)
Статья педагога-психолога Савченко Т.С «Роль службы сопровождения в коррекции девиантного поведения учащихся»
Гонеев А.Д.Основы коррекционной педагогики/ Под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 272 с.
Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности.// Вопросы психологии. 2000.- №4. - 153 с.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Междунар. пед. акад., 2005. - 209 с.
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Под ред. и с предисл. д-ра мед. наук, проф. А. Л. Гройсмана. - 4. изд. - М. : Магистр, 1999. - 95 с
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
Дети “группы риска”: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Междунар. науч.- практ. конф.- М, 2008
Мудрик А.В. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 200 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- Издательство: Спб.: Питер , 2000. – 624 с.
Славина Л.С. под ред. В. Э. Чудновского. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 496 с.
Тархова Л.П. В зоне особого риска.- М.: Знание, 2007. -192 с.
Басс, А. Г Психология агрессии: учебник / А. Г. Басс – Москва, 1967.
Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание: монография / Р.Бернс. - Москва, 1986.
Блюм, Г. Психоаналитические теории личности: учебник / Г. Блюм.
Москва, 1996.
Бэрон, Р. Агрессия: учебник / Р. Бэрон., Д. Ричардсон. – Санкт- Петербург, 1998.
Девиантное поведение подростков - это поведение, которое отличается от традиционных норм и ожиданий общества. Оно может выражаться как социально опасное поведение, так и антисоциальные действия, такие как кража, употребление наркотиков, нападения на других людей, пропуск школы и т.д.Это довольно распространенное явление в мире подростков. Именно во время подросткового возраста дети сталкиваются с множеством важных изменений в своей жизни, делая первые шаги на пути к взрослению. В то же время, они часто ищут свой путь в жизни, и такой поиск может привести к девиантному поведению.Одна из причин девиантного поведения у подростков - это желание получить признание своих сверстников. Дети часто соревнуются между собой, чтобы получить признание и доминирование в группе. Некоторые могут пойти на жертву своих ценностей и моральных убеждений, чтобы получить признание.Однако существует много других факторов, которые могут привести к девиантному поведению. К ним относятся социальная изоляция, проблемы в семье, нестабильность домашней жизни, эмоциональная неустойчивость и депрессия.Для решения проблем девиантного поведения, существует много подходов, которые помогают подросткам вернуться на правильный путь. Эти подходы могут включать в себя консультации со специалистами, пробуждение к позитивным эмоциям и интересам, участие в общественной деятельности, профессиональное образование специалистов (психологов, социальных работников, учителей), которые могут обучать подростков управлять своим поведением.Кроме того, важно помнить, что воспитание начинается в семье. Родители и близкие люди должны быть поддерживающими и открытыми для общения- чтобы помочь своим детям и подросткам бороться с проблемами, которые они могут встретить на своем пути.