Особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь – это неоценимый природный дар, который предоставляет множество возможностей для общения. Речь объединяет деятельность людей, помогает им понять друг друга и формирует их взгляды и убеждения. Речь также является великим помощником в познании мира.
На возникновение и становление речи природа отводит человеку весьма мало времени – это период раннего и дошкольного возраста. Именно тогда формируются благоприятные условия для развития устной речи и закладываются основы письменной речи, а точнее чтения и письма, которые является базой для последующего языкового развития ребенка.
Любые задержки или препятствия в развитии языка ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Дети, которые плохо разговаривают, в основном очень застенчивы и нерешительны, им трудно устанавливать контакт с другими людьми.
В целом, уровень языкового развития детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, очень неудовлетворительный. Он становится еще более о
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……7
1.1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………7
1.2. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ…13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………17
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………18
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………………18
2.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.............................................................................................................21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЧСЕКИЙ СПИСОК
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Спб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС, 2001. 218 с.
2. Алексеева М. М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997. 400 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического общения Методическое пособие для воспитателей. М.:«Мозаика - Синтез», 2005. 128с.
4. Ахутина Т. В., Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: Аркти, 2002. 64 с.
5. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. М., 1972, 32-81 с.
6. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
7. Борякова И.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по коррекционно – развивающим занятиям». М., 1994
8. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня М.: 2004. №1, 34 – 40 с.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. 680с.
10. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. М., 1993
11. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
13. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии. М.: Просвещение, 1994. 145-173 с.
14. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2001
15. Генинг М. Г., Герман Н. Н. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1990.
16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., 1979.
17. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1993
18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
19. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983.
20. Глухов В. П. Формирован
Организация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает в себя задания на словоизменение, целью которого является уточнение структуры значений слов, овладение системой морфологических и грамматических значений, закрепление связей между словами.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Для того, чтобы определить особенности развития лексических аспектов речи, необходимо обратиться к онтогенезу речи. В самом общем виде этапы развития речи – это весь период становления человеческой речи, начиная с первых речевых актов и заканчивая состоянием, когда родной язык становится полноценным инструментом общения и мышления.
Чтобы проследить и понять детали того, как дети с общим недоразвитием речи приобретают свою языковую систему, необходимо провести анализ исследований, основанных на знании общих за