Особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать курсовую работу на тему: "Особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". В которой изучены проявления лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проанализированы психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.02.2025
Объем файла
65 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь – это неоценимый природный дар, который предоставляет множество возможностей для общения. Речь объединяет деятельность людей, помогает им понять друг друга и формирует их взгляды и убеждения. Речь также является великим помощником в познании мира.
На возникновение и становление речи природа отводит человеку весьма мало времени – это период раннего и дошкольного возраста. Именно тогда формируются благоприятные условия для развития устной речи и закладываются основы письменной речи, а точнее чтения и письма, которые является базой для последующего языкового развития ребенка.
Любые задержки или препятствия в развитии языка ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Дети, которые плохо разговаривают, в основном очень застенчивы и нерешительны, им трудно устанавливать контакт с другими людьми.
В целом, уровень языкового развития детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, очень неудовлетворительный. Он становится еще более о

СОДЕРЖАНИЕ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……7

1.1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………………7

1.2. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ…13

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………17

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………18

2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………………18

2.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.............................................................................................................21

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………29

БИБЛИОГРАФИЧСЕКИЙ СПИСОК

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Спб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС, 2001. 218 с.

2. Алексеева М. М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.  М., 1997.  400 с.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического общения Методическое пособие для воспитателей. М.:«Мозаика - Синтез», 2005. 128с.

4. Ахутина Т. В., Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: Аркти, 2002.  64 с.

5. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. М., 1972, 32-81 с.

6. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984. 

7. Борякова И.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по коррекционно – развивающим занятиям».  М., 1994

8. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня М.: 2004. №1, 34 – 40 с.

9. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. 680с.

10. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. М., 1993

11. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.  М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.

12. Выготский Л. С. Мышление и речь.  М.: Лабиринт, 1999.  352 с.

13. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии. М.: Просвещение, 1994. 145-173 с.

14. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2001

15. Генинг М. Г., Герман Н. Н. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1990.

16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., 1979.

17. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1993 

18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007.  472 с.

19. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М., 1983. 

20. Глухов В. П. Формирован

Организация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает в себя задания на словоизменение, целью которого является уточнение структуры значений слов, овладение системой морфологических и грамматических значений, закрепление связей между словами.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Для того, чтобы определить особенности развития лексических аспектов речи, необходимо обратиться к онтогенезу речи. В самом общем виде этапы развития речи – это весь период становления человеческой речи, начиная с первых речевых актов и заканчивая состоянием, когда родной язык становится полноценным инструментом общения и мышления.
Чтобы проследить и понять детали того, как дети с общим недоразвитием речи приобретают свою языковую систему, необходимо провести анализ исследований, основанных на знании общих за