Психолого-педагогическая профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению

Скачать дипломную работу на тему: Психолого-педагогическая профилактика и коррекция склонности подростков к девиантному поведению. В которой изучены формы, методы и средства профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.02.2025
Объем файла
295 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Выбранная тема остается актуальной и важной в современном обществе. Девиантное поведение подростков, такое как агрессия, правонарушения, употребление наркотиков, алкоголя, преждевременная половая активность и другие отклонения от общепринятых норм, создают серьезные проблемы, негативно влияющие на подростков и общество в целом.Психолого-педагогическая профилактика и коррекция направлены на предупреждение возникновения девиантного поведения у подростков или на устранение имеющихся проблем. Эти подходы основаны на понимании причин и факторов, способствующих девиантному поведению, и включают в себя широкий спектр действий.Профилактические меры могут включать в себя различные образовательные программы, направленные на развитие навыков самоконтроля, социальной адаптации, разрешения конфликтов и управления стрессом. 

Оглавление
Введение. 4
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической профилактики и коррекции склонности подростков к девиантному поведению.. 7
1.1.    Понятие и сущность девиантного поведения подростков. 7
1.2.    Причины и особенности девиантного поведения подростков. 11
1.3.    Формы, методы и средства профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. 17
Вывод по главе. 23
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогической профилактики и коррекции склонности подростков к девиантному поведению.. 25
2.1. Диагностика девиантного поведения подростков и анализ полученных результатов  25
2.2. Комплекс мероприятий для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. 38
2.3. Анализ и оценка результативности работы по профилактике и коррекции склонности подростков к девиантному поведению.. 41
Выводы по второй главе. 51
Заключение. 53
Список использованной литературы.. 55
Приложение. 62

Список использованной литературы

Алексеев, С. Л. Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект / С. Л. Алексеева // Казанский педагогический журнал. – 2012. – №3. – С. 94-102.
Арцимович, И. В. Характеристика субъективности подростковдевиантнов / И. В. Арцимович //Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – №1. – С. 36-46.
Ахвердова, О. А. К вопросу исследования самосознания у подростков с девиантным стереотипом поведения / О. А. Ахвередова, И.Н. Польшакова// Наука. Инновации. Технологии. – 2011. – №73. – С. 128- 132.
Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения : учебное пособие / И. А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – 141 с.
Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – URL: http://bcoreanda.com/Downloader/Dictionary/BigPsyh.pdf (дата обращения: 11.04.2023).
Вахремеева, О. А. Меры по профилактике девиантного поведения детей-сирот / О. А. Вахремеева. – URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения: 23.02.2020).
Воронцова, М. В. Теория деструктивности / М. В. Воронцова, В. Н. Макаров, Т. В. Бюндюгова. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2014. – 360 с.
Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль / Н. В. Губина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012. – 170 с.
Данилова, И. А. Социология и психология управления / И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. – 2-е изд., стереот. – М.: Окей-книга, 2012. – 112 с.
Денисов, И. Г. Организация социально-психологического тренинга профилактики асоциального поведения подростков / И. Г. Денисов // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №4 (26). – С. 133-136.

Рассматривая склонность к преодолению норм и правил, мы можем говорить о том, что для большинства подростков обеих групп характерен средний уровень – 70% в ЭГ и 68% в КГ, а низкий уровень выявлен у 30% в ЭГ и 32% в КГ. Следовательно, мы можем говорить о том, что выявлены нонкомформистские установки испытуемых, склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.Изучение склонности к аддиктивному поведению показало, что высокий уровень выявлен у 17% в ЭГ и 20% в КГ, средний уровень характерен для 70% в ЭГ и 64% в КГ, а низкий – представлен 30% из ЭГ и 16% из КГ. Произведя качественный анализ данных, мы можем говорить о том, что выявлена предрасположенность подростков к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.Рассматривая такой параметр как склонность к самоповреждающему поведению, мы можем говорить о том, что у 22% из ЭГ и 16% из КГ выявлен высокий уровень, средний уровень характерен для 34% подростков из ЭГ и 64% из КГ, а низкий уровень – у 43% из ЭГ и 20% из КГ. Таким образом мы можем говорить о том, что полученные результаты свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях, которые прослеживаются у большинства представителей диагностируемой выборки.Склонность к агрессии и насилию на высоком уровне выявлена у 17% из ЭГ и 24% из КГ, срединные показатели по данной шкале характерны для 39% подростков из ЭГ и 44% КГ, а низкие выявлены у 44% из ЭГ и 32% из КГ. Следовательно, мы можем говорить о том, что для выборки исследовательской работы характерна агрессивная направленность во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, а также выявлено наличие садистических тенденций.