Содействие формированию детей младшего школьного возраста средствами проектной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок школьного возраста рассматривается педагогикой как период в развитии ребенка, который является наиболее благоприятным и плодотворным для формирования у него познавательной активности, поскольку в это время формируются основы для выполнения различных действий воспитательно- развивающего назначения и образовательного содержания.В связи с этим педагогический процесс должен быть организован таким образом, чтобы создавать условия для воспитания ребенка как творческую личность, способную принимать ответственные решения в нестандартных жизненных ситуациях, что можно рассматривать как я показатель высокого уровня его познавательной активности. При этом следует отметить, что результаты анализа содержания научной литературы и психолого-педагогической практики последних свидетельствует о наличии серьезной проблемы, связанной с недостаточно развитой познавательной активностью обучающихся начальной школы.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................... 7
Понятие и сущность познавательной активности младших школьников........... 7
Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе проектной деятельности............................................................................ 10
Методы формирования познавательной активности у младших школьников. 15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1........................................................................................... 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 23
Определение уровня познавательной активности учащихся начальной школы на констатирующем этапе эксперимента....................................................................... 23
Методические рекомендации по организации процесса проектной деятельности для младших школьников........................................................................................ 32
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.......................................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 37
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 года № 119-НП] // Официальный сайт ДонРИДПО. – 2020.–URL: https://drive.google.com/file/d/1Op6upeqZfR4WLvt84kDvHK8IdyQ5wgPI/view (дата обращения: 24.03.2022).
Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики: [принят постановлением Народного совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015
№ 55-IHC]. – URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 10.01.2022).
Адамский, А.И. Детская экспертиза образовательной деятельности как образовательная программа / А.И. Адамский // Ученик – субъект образовательного процесса. – М.: Эврика, 2005. – Кн. 35. – С. 9–10.
Аксючиц, С.А. Активная оценка учебных достижений – средство формирования самооценки / С.А. Аксючиц // Народная асвета. – 2012. – № 8. – С. 29–33.
Аксючиц, С.А. Инновационный подход к организации проектной деятельности младших школьников / С.А. Аксючиц // Использование инновационных педагогических технологий в учреждениях образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18–19 дек. 2008 г. / под ред. Г.И. Николаенко; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2008. – С. 24–32.
Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. – М.: Просвещение, 1968. – 139 с.
Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. – М.: Высш. школа, 1976. – 200 с.
Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А.
Асташова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 272 с.
Тем не менее, ученый делать акцент на том, что стимулирование познавательной активности учеников младших классов потребует не только поисковых способов и средств, но и надежной системы измерения ее сформированности, что позволяет планировать и более результативно управлять процессом обучения детей. Критерии познавательной активности должны отвечать ряду требований: 1) согласовываться с общими критериями эффективности образовательного процесса; 2) органически входить в образовательный процесс; 3) быть удобными в использовании и отражать особенности процесса обучения на основе реализации проектных задач. Источниками познавательной активности, по мнению Г.И. Щукиной, могут быть: содержание учебного материала, учебная деятельность, резервы личности ученика и учителя. Формами проявленияпознавательной активности являются: активная мыслительная деятельность обучащихся, положительная эмоциональная обстановка на занятии. Конечный результат усилий педагога заключается в переводе обучающегося на более высокий уровень познавательной активности, т.е. формирование познавательной творческой самостоятельности обучающихся, «способности самим устанавливать рациональные новые (для них) пути овладения знаниями» [21, с. 80]. Эта активность, по мнению М.И. Махмутова, заключается в том, что ученик, «анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний.Используемые уровни, критерии и показатели формирования познавательной активности обучающихся не являются абсолютными. Существуют, несомненно, и другие варианты определения уровней, критериев и показателей сформированности познавательной активности обучающихся. Однако на основании анализа литературы, можно сделать вывод, что именно данные уровни и критерии отражают реальные показатели сформированности познавательной активности обучающихся в условиях использования в образовательном процессе начальной школы исследовательской деятельности.